Томское отделение АЕВИС

Европейские исследования в ТГУ

А.Г. Тимошенко,
доц., заведующий кафедрой мировой политики ТГУ
10 июня 2004 г.
См также: http://www.international.tsu.ru/
http://www.international.tsu.ru/Tempus/index1.htm

    С 1995 по 2002 гг. Томский университет принял участие в 11 различных проектах программы Темпус по управлению университетом (создание системы управления информационными ресурсами), по государственному управлению (экологический менеджмент) и по праву. Накопленный опыт и сложившаяся система сотрудничества с партнерами из ведущих университетов различных стран Западной Европы (Оксфорд, Шеффилд и Эксетер в Великобритании, Утрехт в Нидерландах, Корк в Ирландии, Лунд в Швеции) позволили оценить достоинство и эффективность таких проектов для создания и развития новых программ обучения, современных методик преподавания, проведения международных научно-исследовательских программ, повышения квалификации преподавателей, развития материально-технической базы университета, прежде всего современных информационных технологий.
    Поэтому вполне закономерным стало решение о заявке на участие в проекте по международным отношениям, со специализацией по Европейскому Союзу. Партнерами ТГУ выступили Университет Оксфорда и Свободный университет Брюсселя в 1998 г. Ведущую роль в разработке проекта сыграла проф. Дж. Маркванд из Оксфорда. На протяжении всех трех лет работы неоценимую организационную помощь оказывал ректор колледжа Мэнсфилд Оксфордского университета проф. Дж. Маркванд, один из наиболее известных политических философов этой страны, автор многих международно признанных трудов по политической науке и международным отношениям, имеющий многолетний опыт политической деятельности, в том числе на ведущих должностях в Европейской комиссии. В Оксфорде участие в проекте принял также колледж Келлога, имевший опыт преподавания курсов по ЕС для зарубежных дипломатов и бизнесменов. Свободный университет Брюсселя был представлен Институтом европейских исследований, где всю работу обеспечивали директор, высококвалифицированный европеист и доброжелательный человек проф. Э. Ремакль, со своими помощниками.
    Содержание проекта, его основные цели и задачи стали важной и органичной составной частью программы стратегического развития университета, включающего основные направления:
1. Повышение уровня преподавания и научно-исследовательской работы и продвижение университета на передовые позиции в отечественном и мировом образовании.
2. Укрепление позиций университета в обеспечении развития Томской области, Сибири и России.
3. Интеграция университета в мировую науку и международное образовательное сообщество.
    Наиболее важное значение выполнение проекта имеет для повышения уровня преподавания и совершенствования методик обучения, что включает, в первую очередь, расширение круга специальностей и специализаций, которые представляют интерес для студентов с точки зрения их интеллектуального развития, профессиональной подготовки, будущей карьеры и трудоустройства. Это зачастую невозможно без активного использования зарубежного опыта и привлечения иностранных преподавателей, так как речь идет о специальностях, новых для российских университетов, но востребованных в условиях рыночной экономики и политической трансформации российского общества.
    Реализация таких задач, кроме разработки и внедрения новых учебных планов и программ, требует и создания новых учебных структур (факультетов, отделений, кафедр и т.п.) так как существующие подразделения либо не воспринимают новые подходы, либо не имеют опыта и подготовленных кадров.
    Работа над проектом сыграла свою роль и в развитии научных исследований. Она позволила установить тесные деловые связи с учеными из университетов-партнеров и приступить к обсуждению и подготовке совместных научных проектов, представляющих взаимный интерес и базирующихся на методах компаративных исследований социально-политических процессов в России и странах Западной Европы.
    Реализация проекта и общение с зарубежными партнерами, в том числе и на уровне руководителей университетов, позволило ознакомиться со многими важными вопросами управления университетом, включая его организационную структуру, финансовую систему, привлечение внебюджетных средств, инновационную деятельность, работу с выпускниками, сотрудничество с органами власти и деловыми кругами и т.д.
    В ходе работы над проектом, подготовки и чтения лекционных курсов, мониторинга программ с участием зарубежных преподавателей производилась оценка их уровня, усвоения материала студентами, методики обучения, что позволило университету основательнее понять и оценить проблему управления качеством обучения, предпринять на основе зарубежного опыта ряд шагов для внедрения в университете системы управления качеством обучения и управления университетом в целом.
    Совместная работа над подготовкой курсов, методикой обучения, организацией и содержанием контроля над усвоением материала студентами позволили подойти к согласованным решениям о взаимном признании изученных предметов и программы специализации по европейским исследованиям.
    Последнее по счету, но не по важности. В число задач стратегического развития университета входит и активное развитие уровня и направлений собственно международных исследований. Для решения этой задачи в программы обучения различных факультетов вводятся предметы по истории, культуре, политике, экономике и праву зарубежных стран. Подготовка международников различного профиля настоятельно требует хорошего знания иностранных языков (и желательно нескольких, включая обязательное владение английским). Знание иностранных языков и реалий жизни зарубежных стран и международных проблем также является одним из основных условий успешного и полномасштабного развития международных связей ТГУ. Умение находить и эффективно использовать информацию о международных образовательных и научных проектах и программах, о международных фондах, устанавливать взаимовыгодные связи с зарубежными партнерами, грамотно составлять заявки на проекты, готовить отчеты по международно признанным стандартам возможно лишь при наличии достаточного числа квалифицированных специалистов международного профиля, обеспечивающих постоянный приток и анализ информации о международных проблемах, включая проблемы и тенденции развития мирового академического сообщества, с которым взаимодействует университет.
    Таким образом, международный проект по европейским исследованиям, наряду с решением общих задач стратегического развития университета в рамках программы Темпус, завершился созданием и апробацией в течение трех лет специализации Европейский Союз для студентов отделения международных отношений. Двухгодичная специализация студентов 3-5 курсов включает изучение 10 лекционных курсов:
- Методы социально-политических исследований
- История европейской интеграции и создания Европейского Союза
- Основные институты ЕС
- Экономическая политика ЕС и создание единого европейского рынка
- Социальная политика ЕС
- Политическая система ЕС
- Россия и ЕС: история и основные направления взаимоотношений
- ЕС и глобальные проблемы современности
- Внешняя и военная политика ЕС, проблемы европейской безопасности
- Основы европейского права
    В процессе подготовки курсов преподаватели кафедры мировой политики и сотрудники других кафедр исторического факультета и юридического института ТГУ собирали имеющиеся материалы на русском языке, затем летом 2000 г. на два месяца выезжали для работы в библиотеках и институтах Свободного университета Брюсселя и Оксфордского университета, где собирали материалы для подготовки лекций, посещали учреждения руководящих институтов ЕС, а также прослушали вводные лекции ведущих западных специалистов по проблемам ЕС и постоянно консультировались с ними при проработке основных тем своих курсов.
    После подготовки основных курсов они были прочитаны в 2000-2001 учебном году для отобранной по данной специализации группы студентов. В течение учебного года преподаватели из Оксфорда и Брюсселя приезжали в Томск для мониторинга курсов, консультаций с томскими преподавателями, а также сами вели занятия со студентами. В последующие два года преподаватели ТГУ также выезжали в Оксфорд и Брюссель для доработки своих курсов и сбора новых материалов. Таким образом, преподаватели в течение срока действия проекта постоянно совершенствовали свои курсы, дополняя их тестами и практическими заданиями для студентов.
    Особенностью проекта было активное и постоянное участие в нем преподавателей из Оксфорда, Брюсселя и нескольких других западноевропейских университетов. Они не только работали одной командой с томскими преподавателями при разработке и совершенствовании учебных курсов и вели занятия со студентами в Томске, но и проводили дополнительные лекционные занятия со студентами во время их летней стажировки в Институте европейских исследований Свободного университета Брюсселя, организовывали ознакомительные визиты в учреждения ЕС и НАТО, обеспечивали индивидуальные консультации, руководили подготовкой и оценкой письменных работ студентов. Во время работы студентов в Оксфорде преподаватели этого ведущего британского университета оказывали помощь в подборе материала для письменных работ в его богатейших книжных фондах, в организации самостоятельной работы и использовании интернет-ресурсов.
    Большое значение для обеспечения проекта и для плодотворной работы как преподавателей так и студентов имело развитие материальной и информационной базы кафедры мировой политики ТГУ. На средства гранта ЕС было приобретено 20 компьютеров, мультимедийная демонстрационная аппаратура, множительная техника, постоянно пополнялась кафедральная библиотека документами и литературой по тематике международных отношений, мировой экономики, права, социологии, политологии, истории. Наиболее важным и уникальным ресурсом стала наиболее богатая в Сибири библиотеке современной литературы по самым разнообразным проблемам европейской интеграции и деятельности ЕС. Все указанные ресурсы активно используются не только преподавателями и студентами кафедры, но и другими сотрудниками университета. Уровень развития электронных информационных ресурсов позволяет в полной мере использовать возможности Интернет и многообразных международных баз данных для учебной работы и проведения научных исследований. Все более популярными становятся различные формы дистанционного обучения, чем активно пользуются как студенты кафедры, так и студенты других университетов Сибири, изучающие мультимедийные курсы, подготовленные сотрудниками кафедры и других подразделений университета.
    При том, что кафедра значительно расширила материальную и информационную базу в результате участия в проекте Темпус, преподаватели повысили квалификацию и приобрели достаточно возможностей для международного общения, а зарубежные партнеры также смогли развивать контакты и связи с одним из ведущих российских университетов на взаимовыгодной основе, необходимо признать, что основным критерием оценки результативности и эффективности проекта является высокий уровень профессиональной подготовки студентов. Что можно здесь выделить как наиболее важное?
1. Для обучения производился отбор студентов на основе успеваемости, творческих способностей, знания английского языка и владения информационными технологиями.
2. Студенты прошли полный курс обучения по новой специализации и, кроме общих дисциплин по истории и теории международных отношений, мировой экономике, международному праву, международным конфликтам, дипломатической и консульской службе и др., приобрели достаточно глубокие экспертные знания по основным направлениям истории, политики и текущей деятельности ЕС.
3. Процесс обучения способствовал развитию самостоятельной творческой работы студентов по избранным темам. Подготовка письменных работ в ходе изучения отдельных курсов, выполнение курсовых и дипломных работ имели характер научных исследований, основанных на самостоятельном сборе и анализе документов, изучении научной литературы. В результате приобретались навыки экспертно-аналитической и научно-исследовательской работы.
4. Благодаря свободному владению европейскими языками студенты могли слушать лекции иностранных преподавателей, общаться со студентами из других зарубежных университетов во время совместных летних семинаров в Свободном университете Брюсселя, что стало хорошим опытом для приобретения практических навыков для международных контактов.
5. За время летних стажировок студенты посещали различные учреждения ведущих институтов ЕС, знакомились с особенностями их работы и получили из первых рук информацию о специфике их функционирования и организации деятельности.
    Таким образом, есть все основания считать, что студенты отделения международных отношений со специализацией по ЕС имеют необходимый уровень знаний, практических навыков и аналитических способностей для работы в качестве референтов-переводчиков, аналитиков, экспертов в органах власти и коммерческих организациях, действующих во внешней сфере, могут заниматься практической деятельностью по организации международных и внешнеэкономических связей, а также продолжать учебу или научную работу в магистратуре и аспирантуре по избранной специальности международного профиля.
    Хотя программа Темпус/Тасис ставит своей основной целью развитие учебных программ в университетах России и других странах СНГ, работа над проектом позволила существенно расширить тематику научной работы сотрудников кафедры и стала важным стимулом подготовки новых исследований. Зарубежные стажировки, работа с новыми документами и материалами, знакомство с работой зарубежных коллег, среди которых были ученые с международной известностью, авторы работ по проблемам истории и политике ЕС, знание уровня современных зарубежных исследований по вопросам международных отношений позволили приступить и к изданию собственных публикаций, проведению научных конференций, подготовке диссертационных работ. Особенно важным было то, что на кафедру пришли молодые аспиранты, которые выбрали темы, непосредственно связанные с проблематикой истории и политики ЕС или внешней и внутренней политикой отдельных стран Западной Европы.
    Преобладающей тематикой исследований на кафедре мировой политики стали вопросы европейской интеграции в сравнении с интеграционными процессами в АТР и СНГ, европейской безопасности, политика ЕС по отношению к России, двусторонние отношения отдельных западноевропейских стран с РФ, эволюция важнейших институтов ЕС, отдельные направления современной политики ЕС: социальная политика, права человека и др. Особый интерес представляет региональная политика, так как развитие федерализма в РФ и самостоятельной внешней деятельности субъектов федерации заставляет обращаться к изучению накопленного в соответствующих сферах опыта отдельных стран и руководящих органов ЕС, таких как Комитет регионов и Главный директорат по региональной политике Европейской комиссии. По всем перечисленным и некоторым другим проблемам, связанным с ЕС, проводились конференции, издавались сборники работ, готовятся диссертации. Важно отметить, что темы курсовых и дипломных работ студентов кафедры также непосредственно связаны с научными интересами сотрудников, которые могут обеспечить квалифицированное руководство, а такие студенческие работы приобретают самостоятельный исследовательский характер и имеют практическую значимость.
    Кафедра и ее сотрудники постоянно делились накопленным опытом с международными отделами Администрации Томской области и мэрии Томска, проводя консультации и семинары, направленные на повышение эффективности работы местных органов власти по установлению и развитию практических связей с учреждениями ЕС, органами власти отдельных стран Западной Европы, на создание партнерского сотрудничества деловых кругов Томска с промышленными и коммерческими организациями западноевропейских стран. Свидетельством интереса руководящих органов ЕС к Томской области стали визиты послов ЕС в России О. Хана в 1999 г. и Р. Райта в 2003 г., а также многочисленные поездки, организованные представителями Делегации Европейской комиссии в РФ для подготовки проектов делового и научно-технического сотрудничества стран ЕС с партнерами из Томска.
    Работа над проектом с самого начала не замыкалась только на интересах преподавателей и студентов кафедры мировой политики ТГУ. За прошедшие три года были установлены тесные партнерские отношения с теми университетами Сибири, в которых происходило становление и развитие специальности международные отношения. Преподаватели Томского университета вели в них занятия со студентами, готовили и передавали для использования в учебном процессе пособия и методические материалы, проводили совместные научные конференции и практические семинары. Такое сотрудничество было установлено с университетами Новосибирска, Омска, Кемерово, Барнаула, Тюмени, Иркутска. Таким образом, кафедра мировой политики за время выполнения проекта не только нарастила свой потенциал в области изучения и преподавания проблем ЕС при помощи университетов Оксфорда и Брюсселя, но и сама стала в значительной степени ресурсным центром для молодых университетов Сибири, поддерживая их усилия по развитию новых для них специальностей международные отношения и регионоведение.
    В целом основные задачи проекта за три года были реализованы. Об этом свидетельствовали благоприятные для участников результаты промежуточного мониторинга, проведенного экспертами Международного фонда подготовки кадров (International Training Foundation). При этом международные эксперты обратили внимание на то, что впервые за время существования программы Темпус роль координатора проекта была доверена не западноевропейскому университету, как обычно, а российскому, и Томский университет с этой задачей успешно справился.
    Несомненным успехом проекта стала и его заключительная конференция, проведенная в Оксфорде в конце ноября 2003 г. В ней участвовали представители различных университетов из 12 стран, включая несколько университетов Великобритании, университеты Бельгии, Нидерландов, Германии, Австрии, Италии, Франции, Украины, а также партнеров ТГУ из России (университеты Новосибирска, Тюмени, Кемерово, Иркутска). Участники конференции оценили результаты, подвели и сформулировали его итоги, а также провели ряд пленарных и секционных заседаний, посвященных научному анализу современных проблем развития ЕС, связанных с перспективами и последствиями расширения союза, новым проблемам и вызовами безопасности в Европе и перспективами развития отношений ЕС и России.
    Проект завершен. А что же дальше? Участники конференции пришли к единодушному выводу о необходимости развития сложившихся тесных и плодотворных научных и образовательных связей, расширения круга партнеров по сотрудничеству в изучении и преподавании дисциплин, связанных с широким кругом проблем европейской интеграции и современного развития ЕС, сотрудничества ЕС и России, о конструктивном использовании накопленного опыта и его распространении в других университетах Сибири. Работа кафедры мировой политики ТГУ развивается по следующим направлениям:
1. Разработка магистерской программы по европейским исследованиям. Предполагается набор студентов, имеющих высшее образование с хорошей языковой подготовкой. Программа обучения включает ряд общих курсов по истории и теории международных отношений, совершенствование знаний по двум иностранным языкам (обязательный - английский), набор курсов по проблемам ЕС, отработанных в проекте Темпус, и выполнение исследовательского магистерского проекта. Срок обучения полтора-два года. Планируется набор студентов из числа обучающихся по специальностям международные отношения и регионоведение в университетах-партнерах Сибири.
2. Создание сетевого проекта по распространению опыта проекта Темпус. В конце 2003 г. кафедра мировой политики ТГУ вместе с партнерами из университетов Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Тюмени выиграла такой проект ЕС. Преподаватели ТГУ с участием пяти западноевропейских университетов - университеты Кента и Оксфорда в Великобритании, Брюсселя в Бельгии, Гиссена в Германии, Зальцбурга в Австрии - обеспечат подготовку учебных пособий и методических материалов по специализированным дисциплинам, освещающим проблемы ЕС, проведут семинары, конференции и мастер-классы для преподавателей международных отношений из сибирских университетов, подготовив их для чтения соответствующих курсов по ЕС для своих студентов по единой программе. Реализация этой программы и привлечение партнеров из университетов Западной Европы осуществляется по условиям нового гранта программы Темпус в течение трех лет (2003-2006 гг.).
3. Развитие программы научно-исследовательских работ по проблематике ЕС. Наиболее актуальным является изучение региональной политики Европейского Союза и сравнительный анализ федеративных отношений и международной и внешнеэкономической деятельности регионов, как с точки зрения содержания и направлений этой деятельности, так и ее нормативно-правовой основы. Представляется, что опыт регионов стран Западной Европы имеет важное значение для развития российских регионов, а результаты исследований будут востребованы в практической деятельности субъектов РФ, прежде всего в Западной Сибири. Общая исследовательская программа будет включать труды сотрудников кафедры, диссертационные работы аспирантов и совместные публикации с западными партнерами и преподавателями других университетов Сибири. Материальной основой такого исследовательского проекта может стать заявка на участие в шестой рамочной программе поддержки научных исследований, объявленной Европейским Союзом с 2003 г.
4. Перспективы сотрудничества и продолжения проекта с необходимостью предполагают развитие информационной базы кафедры как ресурсного центра для учебно-методического обеспечения подготовки студентов, повышения квалификации преподавателей и проведения научных исследований. Здесь имеются неплохие перспективы: развивается библиотека кафедры, возрастают ее электронные информационные ресурсы, в том числе возможности дистанционного обучения, преподаватели и студенты могут в полной мере использовать ресурсы Научной библиотеки ТГУ и Интернет-центра университета. В университете расположен региональный информационный центр Интас, распространяющий информацию о научных проектах ЕС. Для подготовки специалистов по ЕС наиболее важными являются фонды Центра Совета Европы и Межрегионального института общественных наук (МИОН), созданного при поддержке Корпорации Карнеги, Фонда Сороса, ИНО-центра, Кеннановского института и Министерства образования РФ. Изучение международных связей регионов является одним из приоритетных направлений исследовательской программы Томского МИОНа: его научных мероприятий, публикаций, международных проектов, приобретения литературы. Наконец, в феврале 2004 г. в Томском университете по соглашению с Европейской комиссией открыт единственный за Уралом Центр европейской информации и документации, куда будут присылаться все текущие документы руководящих органов ЕС, другая специализированная литература и издаваемые ЕС электронные базы данных. Этот центр обеспечит необходимые ресурсы для учебной и научной работы и позволит активно развивать европейские исследования в Томском университете и других высших учебных заведениях Сибири.
5. Участие России в Болонском процессе ставит перед университетами сложные задачи, требующие серьезных изменений в учебном процессе, включающих создание системы четких и сопоставимых степеней, переход на двухуровневую систему подготовки, введение системы кредитов, развитие эффективной мобильности студентов и преподавателей, обеспечение контроля над качеством обучения на основе сравнимых критериев и методологии. Сотрудничество с партнерами из европейских университетов дает кафедре уникальную возможность использовать их опыт и создать пилотные программы, направленные на реализацию целей Болонской декларации, которые могут быть использованы другими кафедрами и факультетами.


16/11/2017

Call for Applications

Greetings from Harvard University’s Minda de Gunzburg Center for European Studies (CES). I am writing to share with you our Call for Applications...

06/10/2017

стипендии для пребывания во Франции

Фонд "Дом наук о человеке" (FMSH) и Центр франко-российских исследований предлагают...

29/09/2017

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных во Францию

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных...

04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100