Комментарии студентов к ответам

Студентка 3курса, факультет международных отношений
Брилова Екатерина
«Одна голова хорошо, а две лучше».

Это старая, прекрасно всем известная и широко применимая в нашей жизни поговорка. Этими словами объясняются глобальные тенденции, связанные с появление на мировой арене организаций, главной задачей которых является объединение государств, с целью взаимного сотрудничества в различных областях общественных отношений. Конечно, Европейский союз нельзя назвать недавно появившейся организацией. Не смотря на то, что официально она была образована во второй половине XX века, своими корнями она уходит глубоко в историю развития международных отношений. Все мы прекрасно понимаем, что совсем один человек не сможет жить полноценной жизнью. Так и государство, без постоянного взаимного сотрудничества с другими странами, не сможет развиваться.
Интеграционные процессы, которые мы уже довольно долгое время наблюдаем в Европе, являются животрепещущим вопросом практически для всех стран мира. Нельзя не отметить тот факт, что Россия тоже является частью Европы, пока только по географическим показателям. К несчастью это или напротив хорошо – это вопрос сложный.
Конечно, для любого государства выгодно любое взаимовыгодное сотрудничество. Но Российское государство, не смотря на то, что оно признано государством с рыночной экономикой, пока еще находиться в довольно сложной экономической ситуации.
Россия богатая страна в плане природно-ресурсного потенциала. Но вот беда, мы используем наше богатство абсолютно нерационально. Выражаясь грубым языком - мы «проедаем» нашу нефть, газ, уголь, лес.… Как выйти из сложившейся ситуации пока никто не знает. Что делать? Углубившись в национальные проблемы Российского государства, мы совершенно забыли про его отношения с Европейским союзом.
Итак, что можно сказать по этому поводу. Евросоюз стремиться к тому, чтобы его отношения с Россией были все более эффективными и взаимовыгодными. Между тем, он выдвигает совершенно невыгодные условия сотрудничества для России. Например, ЕС требует от Москвы автоматического распространения соглашения о партнерстве и сотрудничестве на 10 новых государств, которые вступили в ЕС.
ЕС надеется решить свои проблемы с помощью России. Эти проблемы связаны с энергоносителями. Энергетический вопрос для Европы настолько важен, что сама стабильность Евросоюза во многом определяется возможностью наладить постоянные поставки энергоресурсов по приемлемым ценам. Европе нужна российская энергия. Особенно сейчас, и тому есть несколько причин. Ценовая ситуация на нефтяном рынке продемонстрировала Европе, что с зависимостью от ОПЕКа надо что-то делать. Делать можно две вещи – уменьшать зависимость от нефти, частично замещая ее на газ, а так же географически диверсифицировать поставки энергоносителей. Все больше импортеров нефти требуют от стран – экспортеров нефти умерить свои аппетиты и снизить цены. Экспортеры сопротивляются из всех сил, пока что довольно успешно. Для России высокие цены на нефть – хорошее подспорье, хотя в долгосрочном периоде их воздействие на экономику страны выглядят не столь однозначно.
Рассмотрим другую сторону интеграции Союза – военную. Увеличение военного потенциала отдельных государств, военно-политических союзов, исключающих возможность участия в них соседних государств, вполне обоснованно может рассматриваться как потенциальный источник военной опасности. Россия, безусловно, заинтересована в развитии отношений с Евросоюзом, включая и его военную состьтавляющую. Поэтому представляется целесообразным в целях повышения доверия между военными структурами ЕС и РФ наполнить конкретным содержанием применительно к Генеральному Штабу ВС РФ положение, Содержащиеся в стратегии развития отношений РФ и ЕС о том, чтобы «вестидело к созданию во всех органах государственной власти по вопросам сотрудничества России с Европейским союзом групп специалистов, профессионально владеющих вопросами деятельности Европейского союза и сотрудничества с ними 10 стран».
Существует в отношениях ЕС и РФ пункт, который вносит в их сотрудничество некую «прохладу». Это вопрос, связанный с Калининградской областью. Об этой проблеме не вспоминалось последние десятилетие. О нем не вспоминалось не столько из-за лени, сколько из-за близости области к западу.
В заключение хотелось отметить тот факт, что в отношениях России иЕС наблюдается два пункта: один теоретический, другой практический. Теоретический: ЕС заявило о том, что предоставит РФ статус страны с рыночной экономикой. Практический – это вопрос, связанный с Калининградом, о котором еще не удалось договориться.


Студентка 3 курса, факультет международных отношений
Золотухина Е.

В условиях неизбежно интегрирующегося мира Россия активно стремится найти свое место в общем контексте международных отношений и в канве этой тенденции идет процесс самоидентификации государства. Думаю, последнее связано с тем, что в мировом масштабе наблюдается принципиальная смена ориентиров в позиционировании государствами своего статуса на международной арене и переоценка основных аспектов государственной безопасности. Все эти изменения особенно тяжело переживают страны постсоветского пространства, Россия же, как правопреемница Советского Союза, острее всех чувствует необходимость выбора верного внешнеполитического курса и стратегию в налаживании прочного сотрудничества со своими партнерами. Если еще в 20 веке неотъемлемыми аспектами безопасности страны были наличие ядерного оружия, сильная идеологическая база и т.д., то сегодня можно говорить о нескольких новых «пунктах»: развитые средства массовой информации, рыночная экономика, демократические принципы, правовая база для наличия, развития и реализации прав человека, особенно следует отметить связи с международными организациями.
Отношения России с внешним миром никогда не были простыми, и смена власти пока не дает достаточных оснований надеяться, что наша страна будет признана мировой общественностью в качестве страны «первого» ранга (данная классификация весьма условна), т.е. сможет достойно выступать как паритетный партнер своих иностранных партнеров, а не в качестве соперника( как во времена существования Советского Союза и холодной войны) или «подозрительного», неблагонадежного государства в бифуркационный период 1990-х годов, когда была реальная опасность превращения страны из субъекта международных отношений в объект. Как мне кажется, и сегодня существует перспектива недоверия мирового сообщества к России из-за неустойчивого внешнеполитического курса в некоторых немаловажных вопросах, например, в чеченском, в иракском, в вопросе отстаивания русскоязычного населения в странах СНГ,..
Что касается налаживания отношений с международными организациями, то следует обратить особое внимание на вполне конкретные альтернативы развития событий в рамках терминологической перспективы Россия -Европейский Союз. Евросоюз представляет собой реальную силу в виду нескольких направлений своей деятельности:
-обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без их монополизма на континенте
-практическое сотрудничество в сфере экономики с учетом создания единой европейской «экономической идентичности»
-рассмотрение возможности выработки общей Конституции для всего пространства Евросоюза
-попытки предотвращения и ликвидации локальных конфликтов и организованной преступности в Европе.
С учетом вышеобозначенной разноаспектной деятельности ЕС, Россия смотрит с надеждой на дальнейшие перспективы работы с этой международной организацией, но в то же время трезво оценивает все положительные и отрицательные моменты своего сотрудничества с ней. В России была подготовлена Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу 2000-2010г. ,которая была представлена на саммите в Хельсинки 22 ноября 1999г. В этом документе отмечается, что партнерство будет строиться на базе договорных отношений без присоединения России к ЕС. Документ оговаривает создание коллективной безопасности в Европе без разделительных линий, Создание зоны свободной торговли, а также взаимного доверия и сотрудничества. Однако базой для развития отношений в рамках Россия-ЕС стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в июне 1994 г., с точки зрения рационального подхода к налаживанию контактов между двумя субъектами международных отношений, имеющими для этого объективные и субъективные предпосылки. К объективным следует отнести геополитическое положение ( географическая близость), наличие исторически сложившихся связей, общие экономические, политические интересы, интересы в области безопасности; к субъективным – поиск Россией своего места в мире, который кардинально изменился, впрочем, как и сама Россия, поиск новых партнеров и с той, и с другой стороны. Из последних документов, оказавших большое влияние на сценарий «ЕС-Россия»,-протокол к СПС между ЕС и РФ, распространяющий действие Соглашения на 10 новых стран-членов расширенного ЕС 1 мая 2004 года, который был подписан 27 апреля на первом заседании Постоянного совета партнерства. Как было официально заявлено, этот шаг откроет для России возможность для улучшения условий торговли, дальнейшего роста. Но с другой стороны, подобную « сговорчивость» со стороны РФ и готовность идти на компромисс можно рассматривать как вынужденную меру, на которой дипломатично настоял ЕС, являющийся важным торговым партнером.
Однако мне представляется принципиально важным момент о паритетности и равноценности выгод от сотрудничества, равных прав и обязанностей, конструктивного подхода к поиску компромиссов в разрешении спорных вопросов ( а не политики «торга» или « ультимативного давления»). Рассмотрев основные документы, можно сделать вывод, что реальное взаимодействие сводится пока что к выгодному в большей степени для Евросоюза, и его нельзя считать полноценным и в равной девиации взаимовыгодности.ЕС покупает исключительно российское сырье-нефть, газ, лес. Реализация проекта военно-транспортного самолета на базе Российско-украинского Ан-70,где предполагалось участие обеих сторон на равных правах, окончилось провалом. Подобные тенденции во внешней торговле России с ЕС разят превращением ее в сырьевой придаток,не имеющий достаточных возможностей для развития различных отраслей промышленности, а не только партнера в поставке своих природных ископаемых более развитым экономически странам( Европа, США). Наша страна, имея громадный потенциал, может остаться на сегодняшней стадии развития экономики, т.е. сырьевая направленность экспорта приведет к консервации экономического отставания России. Видимо, поняв неравномерность распределения выгод от взаимной торговли, ЕС решил пересмотреть свое отношение к российской экономической перспективе, и пошел на «беспрецедентный» шаг. Председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил о том, что Евросоюз предоставляет России официальный статус и режим полноправной страны с рыночной экономикой. А это заставляет уже по-новому взглянуть на дальнейшие перспективы развития экономических отношений между двумя равноценными субъектами международных отношений РФ-ЕС.
Следующим пунктом в сотрудничестве можно отметить военно-стратегическое партнерство. Военное измерение ЕС могло бы укрепить отношения с Россией, т.к. понятие единого пространства безопасности Европы подразумевает включение в него и нашего государства, которое выступает за создание многополярного мира, где не было бы гегемонии одного государства, а в противовес нарастающему повсеместному влиянию какой-либо сверхдержавы( сегодня это Соединенные Штаты Америки) –создавать военные, экономические и другие институты на государственном уровне. В связи с интеграцией европейских стран в военной области перед РФ встает вопрос о том, насколько военная политика ЕС может соответствовать российским интересам? Определенный опыт взаимодействия РФ и европейских военных институтов уже имеется, например, с ЗЭС. Но создание общей системы безопасности на базе военного потенциала ЕС вряд ли сможет дать широкое поле деятельности и использования авиационных, космических разработок России и ЕС, т.к.военные силы, созданные на базе милитаризованного потенциала стран-участниц ЕС, действуют и будут действовать в унисон со стратегией, проводимой трансатлантическим альянсом.
Существует и другой «камень преткновения» – вопрос Калининградской области. В связи с расширением ЕС на восток тема Калининграда стала активно обсуждаться на государственном уровне, в СМИ, говорилось об опасениях, что анклав может оказаться в полной изоляции. Но В.В.Путин занял весьма жесткую позицию по вопросу транзита калининградцев через территорию ЕС.Очевидно, что проблем, стоящих перед Калининградом в связи с расширившимся ЕС на 10 новых членов из региона Центральной Восточной Европы более чем достаточно, и многие из них не решены. У России и ЕС существует обоюдный интерес в свободном передвижении граждан, потому что Россия- часть Европы. Большим шагом в отношении упрощения визового режима является адаптация Шенгенского соглашения.
Я считаю, что разговоры о натянутости отношений между РФ и ЕС в силу комплекса проблем внуригосударственного масштаба России, не совсем правомерны, т.к. у рассматриваемой международной организации также имеются неразрешенные противоречия внутри нее: прежде всего, это неудавшиеся до сих пор попытки принять единую Конституцию в европейском пространстве, распределение голосов между странами- участницами( державы всех трех уровней-ведущие Германия, Франция, Британия, Италия; среднее звено, менее развитые северные государства Европы, наконец, - вновь вступившие страны) при решении основных вопросов внешней и внутренней политики. В целом, существуют хотя и противоречивые, но все-таки четкие перспективы налаживания контактов: это экономическая заинтересованность, обеспечение безопасности, распространение принципов демократии, прав человека, т.д.
Важно, чтобы Россия выступала в качестве равноценного партнера, субъекта, а не объекта. Для положительного развития сценария «Россия – ЕС» отношения должны рассматриваться именно в таком контексте, а не по линии ЕС по отношению к России.


Студент 3-го курса, факультет международных отношений
Качановский Сергей

За последнее время взаимоотношения России и Европейского Союзанесколько осложнились. В чем причина этих осложнений? Кто виноват и каковыперспективы нашего сотрудничества? В качестве основных причин здесь следуетрассматривать следующие претензии сторон. Во-первых, в последнее времяевропейские СМИ не умолкают в отношении ситуации с Ходорковским,состоянием свободы российской прессы в частности и демократии вообще. Во-вторых, Евросоюз внезапно ужесточил требования, выдвигаемые России в связи сее планируемым вступлением в ВТО, в-третьих, ЕС отклоняет предложения РФ врамках двустороннего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.Относительно требований, связанных с ВТО, ЕС занял, мягко говоря, оченьстранную позицию, требуя от России полной либерализации внутреннего рынкаэнергоносителей, притом, что сам ЕС делает в этом направлении только первыешаги. В номере 7 журнала «Эксперт» приведено высказывание еврокомиссара поторговле Паскаля Лами, заключающееся в том, что ЕС в своих действияхотносительно России намерен руководствоваться соображениями несправедливости, в исключительно выгодой для европейских компаний.
Все эти положения признаются не соответствующими той причине ихпоявления, которая часто выдвигается в качестве основной: нехватке демократиив нашей стране. Реальной причиной таких действий ЕС, и российская сторона, иевропейская считают сильное разочарование брюссельских чиновников в России.В частности, европейцев раздражает российская независимость, нежелание нашейстраны ни вступать в ЕС, ни подчинять свою политику европейским интересам, втом числе, в отношении ближнего зарубежья. В данной ситуации в особо трудномположении оказывается Калининградская область, но об этом вспоминают тольков последнюю очередь, да и то европейцы. А это именно та географическая среда,в которой в первую очередь сталкиваются интересы России и ЕС. Калининград,со вступлением в ЕС стран Балтии стал анклавом на территории ЕС. Года через два, по оценке директора Германского совета по внешней политике попрограммам России и стран СНГ, Калининград будет настолько втянут вэкономические механизмы Европы и вовлечен в сферы экологических проблем,электричества, снабжения, транспортных путей, что, вполне возможно, тамначнутся сепаратистские настроения. Как Россия будет реагировать на это -большой вопрос. Однако ничего не говорится о том, какие реальные проблемывозникли у Калининградской области со вступлением в ЕС ее соседей, ни о том,что теперь нет практически никакой надежды на их решение, которое хоть вкакой-то мере учитывало бы интересы России вообще и Калининграда вчастности. В свете вышеуказанных факторов становится понятно, что ЕС вотношении Калининградской области займет предельно жесткую позицию,которая соответствует только интересам ЕС. То, что вследствие этого можетзагнуться экономика региона с миллионным населением, никого не волнует.
Проблема Калининграда является далеко не единственной в отношенияхРоссии и ЕС. Однако она является ключевой ввиду того, что именно вКалининграде интересы России и ЕС сталкиваются самым непосредственнымобразом, причем как в геополитическом, так и географическом плане. Евросоюздает отчетливо понять, что теперь период дружеских похлопываний по плечу исовместных заявлений о единых интересах закончен. Наступает период жесткогопротивостояния, в котором каждая из сторон будет упорно отстаивать своиинтересы. Исход этого противостояния зависит от того, насколько далеко каждаяиз сторон сможет зайти в продвижении своих интересов. За годы сотрудничествабыла накоплена обширная база сотрудничества, о которой нельзя забывать. Вобщем и целом, реальный итог развития взаимоотношений России и ЕС следуетпризнать весьма средним, причем в политическом плане даже больше, чем вэкономическом. Перспективы же развития представляются еще более туманными.Хотелось бы верить, что политические амбиции не станут превалировать надреальными интересами населения как России, так и стран ЕС. От этого во многомзависит экономическое благополучие всех социальных слоев.


Студентка 3 курса факультета международных отношений
Коньшина Н.О.

Взаимоотношения России и ЕС на современном этапе складываются не так,как хотелось бы обеим сторонам. После распада Советского Союза и реформ вРоссии, наметился положительный сдвиг в их сотрудничестве: увеличилсяторговооборот, объем инвестиций, расширились связи в области образования,культуры, науки, в социальной сфере и по вопросам защиты окружающейсреды.
Почему же сейчас отношения с Россией ухудшились? Быть может причина втом, что ЕС не готов проводить единую согласованную политику на российскомнаправлении, к тому же это может привести к разногласиям внутри самогоСоюза? Или в том, что обе стороны слишком многого ожидали отсотрудничества и теперь наступил период разочарования?
Прежде всего это связано со странами Восточной Европы и СНГ. Впоследнее время в ЕС усилились позиции сторонников более активнойполитики в западной части Содружества. Причем основная проблемазаключается в том, что обязательные консультации с Россией непредусматриваются. К тому же кризис взаимоотношений между РФ иЕвропейским Союзом еще больше усугубило недавнее вступление в него новыхчленов, на которых Россия исторически распространяла свою сферу влияния.Поэтому она проявила твердость в отстаивании своих интересов, но результатомявилось лишь усиление антирусских настроений в бывших союзныхреспубликах. К этому стоит добавить то, что Россия отказываетсяраспространить действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.(которое признается ЕС как основа взаимоотношений с РФ) на новых членов,что не добавляет ей популярности и не способствует налаживанию отношений.
Еще одной точкой преткновения является вступление России в ВТО, окотором удалось договориться в 1997 г. и связанная с этим проблемаэнергетики. То есть РФ принимают в ВТО на условиях ЕС, а именно в томслучае, если российское правительство приравняет внутригосударственныецены на топливо к европейским. По данному вопросу в рядах, казалось быединого, Европейского Союза наблюдается раскол, так как некоторые его члены (такие как Германия и Италия) придерживаются мнения, что России должныбыть предоставлены более легкие условия. Вполне вероятно, что ЕвропейскийСоюз попытается использовать это как инструмент давления на российскуюсторону. Но в данной ситуации компромисс кажется вполне достижимым, таккак обе стороны зависят друг от друга в том плане, что Россия являетсяпродавцом, а станы-члены ЕС покупателями ее нефти и газа./По данномувопросу в рядах, казалось бы единого, Европейского Союза наблюдается раскол,так как некоторые страны (такие как Германия и Италия) придерживаютсямнения, что России должны быть предоставлены более легкие условия.
Сложившееся положение трудно разрешимо само по себе, а если ещевспомнить такие моменты, как соблюдение прав человека в Чечне, свободаслова в России, вывод наших войск из Приднестровья и Закавказья, вопрос осоздании зоны свободной торговли и ограничения со стороны ЕС на продажузначимых для России товаров, то данный кризис их взаимоотношений уже некажется таким непонятным.
Рассмотрев все это, становится очевидным тот факт, что сейчас ЕСпридерживается политики отстаивания собственных интересов, в то время какраньше диалог строился на основе их общности.
Но не стоит думать, что отношения России и ЕС зашли в тупик и выхода уженет. Географическая близость, исторически сложившиеся культурные иэкономические связи, все это и многое другое сближает нас и является мощнымстимулом к дальнейшему поиску путей развития.


Студентка 3 курса факультета международных отношений
Кузнецова Анна

На мой взгляд, у России и ЕС существует много неразрешенных проблеми препятствий на пути к успешному сотрудничеству. При чем проблемы этистоль принципиальны, что, возможно Россия никогда не будетполноправным членом ЕС. Однако, следует различать потенциал длясотрудничества ЕС и России, и потенциал для возможного вступлениянашего государства в ЕС.
Возможно, это мое субъективное мнение, но я придерживаюсь той точкизрения, что отношения России и ЕС будут складываться по принципухолодного противостояния или вынужденного сотрудничества.
Выбранная ЕС в последнее время политика по отношению к России яркоиллюстрирует возможность дальнейших сдвигов на этом направлении. ЕСотказывается идти на уступки России. Тут всплывает проблема правчеловека, проблема демократизации общества. Бесспорно, злоупотребленияв области прав человека в РФ имеют место быть. Однако нельзя не заметитьздесь политику двойных стандартов. На мой взгляд, нарушения правчеловека в недавно вступивших в ЕС прибалтийских странах ни насколько неуступают по жестокости нарушениям прав человека в России.
В чем же причина нежелания членов ЕС «пускать Россию в сообщество»?Конечно, существует перечень проблем. Но ни для кого не секрет, что однойиз главных причин тормоза к сближению является экономическая отсталостьРоссии. Россия является огромной страной , и для ЕС принятие её в своиряды станет опасным риском. Где гарантия того, что Россия сможет безпроблем трансформировать свою экономику и влиться в европейскуюэкономическую систему? Случай с Прибалтикой наглядно иллюстрирует тотфакт, что для ЕС важнее не ситуация с правами человека, а экономическоеположение страны.
Россия — это слишком большая ответственность для ЕС. С принятиемРоссии в ЕС, перед руководящими органами организации встанет задачавыработки специальной системы сотрудничества с Россией. Однако, на мойвзгляд положение не является абсолютно безнадежным. Возможно, всёзависит от того, как будут складываться отношения между ЕС и вновьвступившими странами.
Если ЕС сможет разработать определенные методы и механизмысотрудничества с данными странами, и если эти методы успешно покажутсебя в действии, тогда возможно и России предоставится возможностьиспробовать на себе эти методы.
Всё зависит от того, насколько жизнеспособной останется даннаяструктура после вступления новых членов.


Студент 3 курса факультета международных отношений
Мазо А.В.

Я считаю, что вопрос интеграции России в ЕС и вообщесближение позиций России и ЕС, укрепление их сотрудничества являетсяочень важным вопросом. Как заявил Романо Проди председательЕвропейской Комиссии ЕС хотели бы помочь России интегрироваться всообщество европейских ценностей, определить наиболее подходящиеспособы сотрудничества. Путин также не раз заявлял о приоритетах наевропейское направление, об активной работе, направленной наформирование единого экономического пространства.
Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение опартнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию какстратегических партнеров. Соглашение было подписано Главами государствили правительств стран-членов ЕС, Председателем Европейской Комиссии иПрезидентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу.Соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 года.
Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых,экономических и культурных связей и ставит задачу ведения переговоров осоздании, в конечном счете, зоны свободной торговли. В результатеСоглашения начался новый политический диалог между партнерами.
Положения Соглашения охватывают широкий круг вопросов, в томчисле политический диалог; торговлю товарами; бизнес и инвестиции;платежи и капитал; законодательное сотрудничество; науку и технику;образование и обучение; энергетику, ядерную отрасль и космос; экологию;транспорт; а также сотрудничество по предотвращению противоправнойдеятельности.
Именно Россия стала первым партнером, по отношению к которомубыла выработана Коллективная стратегия ЕС, принятая в июне 1999 года насаммите в Кельне. Вместе с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве,Коллективная стратегия ЕС по отношению к России формируетполитическую основу отношений между сторонами.
В соответствии с положениями Коллективной стратегии, ЕвропейскийСоюз намерен работать с Россией для достижения следующихпринципиальных целей:
Укрепление демократии;
- Интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство;
- Сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
- Решение общих задач на европейском континенте (таких как энергетическая политика; ядерная безопасность; защита окружающей среды; борьба с преступностью, торговлей наркотиками и людьми, отмыванием денег).
Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999 года Россия утвердила Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года.
Постоянный политический диалог ведется на всех уровнях отношениймежду ЕС и Россией: от саммитов Глав государств до встреч дипломатоввысокого ранга. В 2001 году Россия стала первой и пока единственнойстраной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасностипроводит ежемесячные консультации. Кроме того, Верховный ПредставительЕС по общей внешней политике и безопасности и Министр иностранных делРоссии проводят регулярные консультации по международным событиям ивопросам управления кризисами.
Чтобы подчеркнуть взаимопонимание, ЕС и Россия приняли рядсовместных деклараций по вопросам, рассмотренным в рамкахполитического диалога.
ЕС готов разделить со своими соседями преимущества расширения, втом числе и путем создания общего экономического и социальногопространства на европейском континенте, которое с недавнего времени сталиназывать Большой Европой. В предложениях также говорится о том, чтобыв ближайшее десятилетие ЕС направил свою работу на создание условий,которые бы позволили соседним странам, и, прежде всего, России,пользоваться, как их называют в ЕС, четырьмя свободами - свободойпередвижения людей, товаров, услуг и капитала.
ЕС сообщает, что надеется, что Россия проявит интерес к работе впартнерстве с Союзом по реализации нового подхода, цель которого -дополнить и укрепить приверженность еще более тесному партнерствумежду ЕС и Россией. Такое взаимодействие должно охватыватьстратегические политические отношения и отношения в областибезопасности, и придать новый импульс совместной работе над такимивопросами как окружающая среда и миграция, которые приобретают особуюважность в свете нашего соседства.
За несколько дней до предстоящего расширения Европейскогосоюза за счет 10 стран Восточной и Южной Европы, Россия и руководствоЕС урегулировали последние спорные вопросы. Представительная делегацияЕС во главе с председателем европейской комиссии Романо Проди напереговорах с президентом Владимиром Путиным обсуждала 22 апреляперспективы укрепления партнерских отношений между расширеннойЕвропой и Россией. Стороны добились ряда компромиссов. Кроме того,европейская комиссия выразила готовность упростить процедуру въездароссиян в страны ЕС. Президент Путин заявил, что Россия готова создавать сЕС четыре общих пространства - экономическое, гуманитарное,энергетическое и в сфере безопасности.
Таким образом, как мы видим отношения России и ЕС не стоят наместе. Лично мне кажется, что о непосредственной интеграции России в ЕСговорить пока рано. Существует ряд препятствий, которые как мне кажется,мы рано или поздно сумеем преодолеть.


Студентка 3 курса факультета международных отношений
Никашина Н.А.

Перспективы развития России и ЕС интересуют сегодня многих. Каковасудьба их взаимоотношений? С полной уверенностью на этот вопрос неответит никто, но сделать предположения близкие к реальности возможно. Ябы хотела написать мои представления по этому вопросу.
Мне кажется, что взаимоотношения ЕС и России с каждым годомпретерпевают большие изменения, и я надеюсь к лучшему. Мы подписываемсоглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые в значительной меревлияют на наши отношения, на нашу политику и взаимодействие. В моемпонимании наилучший и наиболее приемлемый вариант для нас - это тесноесотрудничество во всех направлениях (экономика, политика, борьба стерроризмом и преступностью, культура, наука и т.д.), но ни в коем случае неприсоединение России к ЕС. Хоть и объединение нашей страны с Европой вближайшее время и не предвидится, но, по моему мнению, это хорошо длянас. Мы никогда не были чисто европейской страной, мы всегда были иостанемся евроазиатами. Наша страна в большей степени находится натерритории Азии, нельзя не учитывать это, нельзя не учитывать имногонациональность, и самобытность России. Тем более на сегодняшнийдень экономика нашей страны не выдержит конкуренции со стороны Европы.Наши границы будут не защищены, что так же отрицательно скажется наЕвропе.
Но взаимосвязь между ЕС и Россией необходимо. Историческисложилось тесное сотрудничество между нами, которое иногда доходит довзаимозависимости. Нашим странам необходимо налаживать контакты вовсех направлениях и сферах жизни. Помимо этого Россия можетиспользовать опыт ЕС по отношению к странам СНГ, поднятьсотрудничество на нужный уровень, сделать его более эффективным. Мнекажется, что экономика, культура и наука - это те области, которые ужедостаточно развиты и будут развиваться наиболее быстро. В областиполитики и безопасности еще присутствуют значительные проблемы, так какнаша страна еще не стала в реальности демократическим и социальнымгосударством. Но в связи со стремлением России вступить в ВТО, невыходить из других организаций (СЕ, например), то мы будем стремитьсясоблюдать хотя бы внешние атрибуты демократии.
Надеюсь, что сотрудничество России и ЕС по меньшей мере останетсяна нынешнем уровне. Так как мирное взаимодействие соседних стран былонеобходимо всегда, и в нем сейчас нуждаются как и Россия, так и ЕС.


Студентка 3 курса факультета международных отношений
Черкашина С.Б.

1 мая 2004 года к пятнадцати государствам-членам ЕвропейскогоСоюза присоединились еще десять стран. По словам канцлера ГерманииГерхарда Шредера расширение ЕС - это «выполнение исторической миссии»и «последовательное продолжение европейского объединения». Такимобразом, уже сейчас можно говорить о начале нового этапа развитияЕвросоюза.
Несомненно, что это событие имеет не только экономическое, но вбольшей степени политическое значение. Для ЕС наступил момент сменыприоритетов. Исходя из этого, на повестке дня вопрос - будет липродолжаться сотрудничество России и Европейского Союза или жеконфронтация неизбежна. Чтобы ответить на него необходимо, для начала,вкратце проанализировать формирование и развитие взаимосвязей междудвумя сторонами.
Первые связи между тогда еще СССР и Европейским Сообществомустановились в конце 1989 года, когда было заключено соглашение оторговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Новый этап вразвитии отношений начался после распада СССР и признания России егоправопреемницей. В 1994 году между Российской Федерацией иЕвропейским Союзом было заключено Соглашение о партнерстве исотрудничестве (СПС). Оно предусматривало сотрудничество по тремосновным направлениям: политика, торговля и культура. Таким образом, вдальнейшем взаимодействие развивалось в рамках СПС.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, несмотря нанекоторые трудности и проблемы, связи между сторонами в различныхсферах общественной жизни продолжали укрепляться.
Данный процесс длился десять лет. 1 мая 2004 года являетсяпереломной датой в отношениях ЕС-Россия. Осложнившиеся проблемыповлекли за собой общий кризис во взаимоотношениях. Причины кризиса:
- Взаимное разочарование и общая неудовлетворенность отношениями друг с другом;
- Признание ЕС неспособности проведения единой политики нароссийском направлении. В этом кроется причина разногласий междучленами Евросоюза.
- Требование от России признания основой отношений СПС и отказот его пересмотра, а также соглашения на распространение СПС на десятьновых членов БС.
- Европейский Союз планирует укрепить свои позиции в СНГ ивытеснить Россию из этого региона.
- Отказ от общности интересов РФ и ЕС и попытки вести переговоры спозиции собственных интересов.
Исходя из этого, России придется пересматривать свою внешнююполитику в отношении Евросоюза с учетом новых реалий.
Таким образом, возникает вопрос о продолжении сотрудничества ЕС -Россия в будущем.
Бесспорно то, что взаимосвязи сохранятся, так как стороны в равнейстепени заинтересованы друг в друге. Несмотря на это, фактысвидетельствуют о невозможности более близкого сотрудничества из-заразных, а иногда противоположных интересов ЕС и РФ.


21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...

15/03/2017

Conférence #7_ Cycle Rendez-vous d'Europe 2017 le 20 mars sur « Brexit : quel impact pour le secteur agroalimentaire? » (rectificatif date)

Dans le cadre du Cycle de conférences "Rendez-vous d'Europe" : "Quel projet européen a l’heure du Brexit ?",...

15/03/2017

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque sur « Le partenariat UE-ASEAN face aux partenariats concurrents,,des puissances...

15/03/2017

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'.   The...

15/03/2017

Cовместный семинар по советской истории ЦФРИ-ГИИМ

Дорогие коллеги! Приглашаем вас на семинар по советской истории, организованный...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100