Оценка результатов опросов проф.Борко Ю.А. 31.05.2004

Оценка результатов опросов

Состав участников

В первом опросе приняли участие студенты старших курсов и аспиранты более 20 российских университетов. Слушатели молодежной школы были отобраны по конкурсу и, по единодушным отзывам лекторов и руководителей семинаров, продемонстрировали очень высокий уровень знаний и активности. Опрос был проведен по завершении учебной программы.
Второй опрос был проведен среди участников вышеназванной конференции – высококвалифицированных сотрудников Института Европы РАН, а также других академических институтов и исследовательских центров.

Анализ результатов опросов

Прежде всего, следует отметить почти полное совпадение результатов двух опросов. По сути, слушатели молодежной школы и опытные эксперты – участники конференции придерживаются одинаковых взглядов по всем трем разделам опроса.
Все участники опросов критически оценивают состояние отношений между Россией и ЕС. В целом, эти отношения (1.6) оценивается участниками молодежной школы на тройку, или, согласно школьной терминологии, как посредственные. У экспертов средняя оценка не дотягивает и тройки. Вообще, эксперты более жестко оценили состояние отношений Россия-ЕС по все параметрам, кроме сотрудничества в области внешней политики и безопасности, где средние оценки разошлись всего на 0,04 пункта. Одинакова даже динамика оценок в отдельных областях сотрудничества. В обоих случаях самая высокая оценка дана состоянию отношений в области науки, образования и культуры, затем идут сотрудничество в сфере экономики, внешняя политика и безопасность и борьба с терроризмом и преступностью. На последнем месте в обоих опросах – отношения в области демократии и прав человека: эксперты оценили сотрудничество в этой области на двойку, слушатели молодежной школы - на три с минусом (или два с плюсом).
В общем, оценки состояния отношений между Россией и ЕС представляются объективными. Тройка означает, что сотрудничество начато, но пока не соответствует ни декларированному стратегическому партнерству, ни потенциалу сотрудничества, которым располагают Стороны. Отражает реальность и порядок расположения отдельных областей сотрудничества. Вряд ли можно оспорить, что наиболее активно оно развивается в области образования, культуры и, отчасти, в сфере науки. За последние три года достигнуты определенные результаты в сотрудничестве в области внешней политики и безопасности, развивается экономическое сотрудничество. Пожалуй, несколько завышена оценка сотрудничества в противодействии терроризму и организованной преступности, но оно явно выдвигается в число наиболее важных сфер сотрудничества России и ЕС. Хуже всего дело обстоит в области демократии и прав человека. Здесь пока нет не только сотрудничества, но даже полноценного диалога. Стороны периодически выступают с монологами: Брюссель – о нарушениях прав человека и свободы СМИ в России, Москва – о дискриминации русскоязычного меньшинства в Латвии и Эстонии.
По сути, совпадают представления участников молодежной школы и специалистов по второму вопросу – о том, кто виноват в медленном развитии сотрудничества между Россией и ЕС. В обоих случаях подавляющее большинство респондентов считают виновными обе Стороны. Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что все специалисты, считающими виновной одну Сторону, указывают пальцем на ЕС, тогда как среди участников молодежной школы голоса разделились между Россией и ЕС пропорции один к двум. Это различие можно интерпретировать двояким образом: либо как более объективный подход молодежи, либо как большую осведомленность специалистов.
Полностью совпадают представления участников молодежной школы и экспертов о наиболее вероятных моделях будущих отношений между Россией и ЕС. В качестве таковых названы только две модели из пяти – (а) экономическая интеграция плюс политическое партнерство без членства России в ЕС и (б) Сотрудничество в рамках сбалансированных отношений с главными мировыми акторами. Количественная разница в распределении ответов между этими сценариями настолько мала (всего 5,4%), что ею можно пренебречь. То, что ни один участник опроса не назвал в качестве вероятного сценария членство России в ЕС, удивления не вызывает. К настоящему времени в политических и научных кругах России сложился консенсус в том, что вступление в ЕС не отвечает ее национальным интересам. Удивительно, скорее, то, что никто не посчитал вероятным сценарии «холодного мира» и новой конфронтации. В первую очередь этого можно было ожидать от экспертов: четверо из них оценили общее состояние отношений между Россией и ЕС на «двойку» и даже «единицу». Возможно, некоторые респонденты подсознательно имели в виду не наиболее вероятные, а наиболее желательные модели будущих отношений.
Последний напрашивающийся вывод состоит в том, что при всем критическом взгляде на нынешнее состояние взаимоотношений между Россией и ЕС все участники опросов в обеих группах считают наиболее вероятной моделью на будущее экономическую интеграцию и политическое партнерство – 62,5% участников молодежной школы и 57,1% участников конференции.

проф.Борко Ю.А.


16/11/2017

Call for Applications

Greetings from Harvard University’s Minda de Gunzburg Center for European Studies (CES). I am writing to share with you our Call for Applications...

06/10/2017

стипендии для пребывания во Франции

Фонд "Дом наук о человеке" (FMSH) и Центр франко-российских исследований предлагают...

29/09/2017

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных во Францию

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных...

04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100