Россия и Евросоюз: интеграция или дифференциация? Гаврилов О., Казанский государственный технический университет

Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира и особенно их правительства прониклись сознанием всего ужаса катастрофы,которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего.
А. Эйнштейн.

Россия и Евросоюз: интеграция или дифференциация?

Последние 15 лет стали для Мирового сообщества периодом небывалых преобразований. На смену биполярному миру и проблемам глобального противостояния приходит эпоха многостороннего взаимодействия, взаимозависимости.
Одним из важнейших игроков на мировой арене является Европейский союз - федеративное супергосударство с крупнейшим в мире единым рынком. 1 мая 2004 года ЕС ожидает, по словам американского политика и политолога З. Бжезинского, третья фаза преобразования.
Сегодня ЕС имеет непосредственные границы с постсоветским пространством, и это не может не волновать россиян, традиционно рассматривавших Западную Европу как базу американских ракет.
Однако, негативное отношение к ЕС и, следовательно, к глобализации, грозит России, по словам заместителя директора Московского центра Карнеги Д. Тренина, новым изоляционизмом.
Предлагаем рассмотреть неизбежное взаимодействие России и ЕС на 4 пространствах: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры.

1. Экономика и торговля.
1.1. Предстоящее расширение ЕС может принести России ряд положительных результатов:
- распространение на новых членов Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС) 1994 г., которое по степени либерализации взаимной торговли превосходит ныне действующие двусторонние соглашения России со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ);
- снижение уровня таможенного протекционизма в отношении промышленных товаров в странах ЦВЕ - единый внешний таможенный тариф ЕС ниже тарифов присоединяяющихся стран;
- отказ стран ЦВЕ от количественных ограничений на ряд товаров российского экспорта, поскольку в ЕС их применение носит исключительный характер;
- обеспечение свободы транзита российских грузов через территории новых членов ЕС (в соответствии с СПС).
1.2. Однако, расширение ЕС создает и ряд экономических трудностей:
- затруднение доступа российской сельскохозяйственной продукции на рынки стран ЦВЕ (при распространении на них режима аграрного протекционизма ЕС);
- переориентация внешней торговли, главным образом импорта, новых членов ЕС с рынка России на единый внутренний рынок ЕС;
- распространение на государства ЦВЕ норм технической и антидемпинговой политики ЕС, его визового и пограничного режима;
- возможное сокращение объемов финансового содействия России со стороны ЕС по программе ТАСИС и другим каналам связи с необходимостью финансирования программ ликвидации экономического отставания новых членов ЕС.
Для России в экономическом плане выгоднее иметь дело с сильным и динамично развивающимся ЕС, стратегическое партнерство с которым будет способствовать позитивным структурным изменениям в российской промышленности, расширению инвестиционного взаимодействия и укреплению позиций российских компаний на европейском рынке.

2. Внутренняя и внешняя безопасность.
Существенное значение для понимания интересов национальной и глобальной обороны приобретают новые тенденции:
-Противодействие новым вызовам, стимулированым процессом глобализации (распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальныых религиозных обществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность).
- Осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на врееменной основе (что, вероятно, будет в дальнейшем расширяться).
- Экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Действительно, если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны.
- Сращивание внутреннего и внешнего терроризма - в современных условиях бессмысленны попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил по противодействию ему существенно расширилась.
Эти тенденции оказывают все бoльшее влияние на расширение международного и межблокового сотрудничества, что, несомненно, повышает привлекательность России как глобального игрока.

3. Свобода и правосудие.
Для России, переживающей период реформ, демократические основы связаны с Конституцией 1993 года. Власть имеет в руках правовые механизмы разрешения сложныых вопросов, и только прямой, на равных, диалог между властью и обществом способен создать предпосылки формирования нового сознания.
Свободное правовое сознание связано с действием внутренних и внешних факторов. Одним из главных факторов является менталитет общества. Менталитет обусловливает политический процесс, поскольку это процесс поисков, напряжения нравственных и физических сил людей, выбор технологий социального развития.
Менталитет европейца - это смесь христианской веры, реформаторских идей М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина, идей свободы и общественного договора Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж..-Ж. Руссо, философии Нового времени, немецкой классической философии, а также трудов легендарных О. фон Бисмарка и У. Черчилля.
Менталитет же россиянина характеризуется сакральным отношением к государству. Главное в сознании - представление о государстве и его интересах как о высшей ценности. В сущности, российской национальной идее никогда не был присущ общественный договор, а проблема гарантий против всесилия и произвола государства отталкивалась от принципа не разделения властей, но от синтеза светской и духовной властей, их взаимовыгодного сотрудничества. Россиянину не очевидны преимущества Парижской хартии для Новой Европы, длительных согласований, совещаний, встреч на высшем уровне (как это, например, происходит с Единой Европейской Конституцией).
Итак, в правовой сфере Европа имеет богатый опыт регулирования гражданских отношений, который был бы весьма полезен российскому гражданину.

4. Наука и культура.
Сотрудничество в области науки и культуры видится в первую очередь в осуществлении принципов Болонской декларации. Европа знаний признается незаменимым фактором социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения принципов гражданства, способного к предоставлению всем гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.
Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью ее для других стран.
России необходимо ориентироваться на известные принципы Болонского процесса и приспосабливать их под себя. В условиях многоконфессиональной и полиэтничной реальности целесообразно руководствоваться принципом опережающего приобщения к культуре, связанного в первую очередь со знакомством с религиозными ценностями соседних этносов. Это обеспечит духовную безопасность общества и устойчивое развитие российской нации в информационную (постиндустриальную) эпоху. Достижение поставленной цели видится в определении точной границы между ознакомлением с религиями (во многом определившими развитие культуры российскких этносов) и обучением религии (которое должно осуществляться по желанию обучаемого). Только так можно комплексно проработать проблему связки воспитание - понимание смысла жизни - цели - вера - религия и заложить основы Гражданина мира, Личности XXI столетия.
Так, мы рассмотрели проблему расширения Европейского союза с точки зрения четырех сфер соприкосновения: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры.
Объективный анализ современного состояния отношений России и Европейского союза свидетельствует о том, что обеим сторонам не хватает стратегического видения будущего. В результате все новые инициативы (в т.ч. зона свободной торговли, энергетический диалог, общее экономическое пространство или уже знакомые четыре общих пространства) остаются в рамках формально-интеграционной модели, построенной в начале 1990-х гг. и неоднократно доказавшей свою неэффективность.
Для выработки подлинной стратегии взаимовыгодных отношений целесообразно создать неправительственный форум, задачей которого станет вовлечение широких политических и интеллектуальных слоев в открытую, недипломатическую и временами нелицеприятную, но честную дискуссию. Результатом такой дискуссии станет не только выявление потенциальных источников кризисов, но и совместное понимание будущего отношений России и Европейского союза. Кроме того, постепенно сформировался бы потенциал цивилизованного лоббирования двусторонних отношений, заменяющий собой существующую модель, на практике работающую на периодическое воспроизводство кризисов.
Конец европеизации России не выгоден никому. Для Москвы это будет означать резкое сокращение шансов на успешную реализацию столь важного модернизационного проекта и вытеснение на периферию мировой политики. Для Брюсселя это фактический крах большого европейского проекта, который без органичного и стабильного включения России будет всегда выглядеть незаконченным.
Российско-Евразийская цивилизация нуждается в фундаментальном историко-культурном исследовании и философском осмыслении.
Общность российской и европейской цивилизаций сегодня всем очевидна. И никто не станет отрицать, что определяющим вектором этой общности является международная политика, где главное условие успеха - люди. Необходимо вернуть их энергию, инициативу. Европа - наш сосед, сосед наших детей и внуков. Не профессиональных патриотов, а патриотически настроенных профессионалов.

1 мая 2004 года. Суббота. Многие казанцы уехали за город – приводить в порядок свои сады и огороды. Мне же, оставшемуся в городе, интересно, как относятся люди к расширению ЕС – его третьей, по словам американского политолога З. Бжезинского, фазе преобразования.
Останавливаю первого случайного прохожего и спрашиваю: “Представьте, что Вы – Президент. Какой Указ Вы подпишете в ответ на сегодняшнее расширение ЕС?”
– Указ об экономическом сотрудничестве. Расширение ЕС открывает новые перспективы для российской внешней торговли. ЕС – союз сильных государств, и России сотрудничество с ним принесет только пользу – прогресс промышленности, инвестиции и выход наших компаний на европейский рынок.
Неожиданно замечаю, что к нашему разговору прислушиваются и другие. Подошла женщина, интересуется, о чем разговор.
– Основа международных отношений – принцип свободы и правосудия, – говорит она. Я сама была диссиденткой, и за свои убеждения, что нас надо обучать действительной свободе, была жестоко наказана. Мы всю свою жизнь думаем только о государстве, оно для нас священно. Европа же – это “общественный договор”, это верховенство личности, уважение к гражданину.
– За границей образование гражданина тесно переплетено с наукой и производством, – это вмешался в наш разговор мужчина в очках и с бородкой клинышком. По–моему, первым указом Президента должен быть Указ о вступлении в так называемый Болонский процесс, о котором сегодня много говорят и пишут. Это необходимо для объединения и обогащения самого принципа гражданства, для понимания социального и культурного единства.
Людей вокруг становится все больше и больше. Многие хотят высказаться.
– Я подполковник Вооруженных сил, – говорит мужчина средних лет (почему–то в штатском), – и считаю, что в первую очередь Президент должен подписать Указ о сотрудничестве по противодействию новым вызовам, стимулированным именно глобализацией. Две тенденции сегодня пугают меня – это то, что сейчас военная сила все чаще применяется для решения экономических интересов той или иной страны. А еще – то, что террор в современных условиях – это военно–политическая угроза не отдельной стране, как мы думали, сражаясь с талибами в Афгане, а всему миру.
Офицер еще долго рассуждал о военном сотрудничестве, а я стоял и думал: как хорошо, что к нам вернулась наша энергия, инициатива, желание участвовать в международной политике. Видимо, пришла пора, которую экс–президент Б. Ельцин назвал эпохой не профессиональных патриотов, а патриотически настроенных профессионалов.
Интересно, а какой указ первым принял бы я, если бы был Президентом? Указ о создании неправительственного форума, который сможет вовлечь политические и интеллектуальные слои в открытую, недипломатическую и временами неприятную, но честную дискуссию. Результатом такой дискуссии станет понимание будущего российско–европейских взаимоотношений.
Чтобы все эти и другие указы воплотить в жизнь, нужно решать проблемы у себя дома. А значит, нужен порядок во власти. Согласие в обществе. Устойчивость в социальной и экономической сфере. И тогда мыы сможем идти вровень с ведущими державами мира. Строить отношения с ними не на газе и нефти, а на самоуважении и партнерстве. И если мы снова упустим этот шанс, никакие ссылки на трудности роста уже не пройдут. И ворота в будущее захлопнутся навсегда…

Гаврилов Олег
студент Гуманитарного факультета Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева
E-mail:


21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...

15/03/2017

Conférence #7_ Cycle Rendez-vous d'Europe 2017 le 20 mars sur « Brexit : quel impact pour le secteur agroalimentaire? » (rectificatif date)

Dans le cadre du Cycle de conférences "Rendez-vous d'Europe" : "Quel projet européen a l’heure du Brexit ?",...

15/03/2017

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque sur « Le partenariat UE-ASEAN face aux partenariats concurrents,,des puissances...

15/03/2017

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'.   The...

15/03/2017

Cовместный семинар по советской истории ЦФРИ-ГИИМ

Дорогие коллеги! Приглашаем вас на семинар по советской истории, организованный...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100