Россия-ЕС: параметры оптимальных отношений Грасмик К., Омский государственный университет

РОССИЯ-ЕС: ПАРАМЕТРЫ ОПТИМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Если мысленно проследить путь развития российско-европейских отношений, то окажется, что они никогда, даже в самые тёплые периоды, не были подлинно равноправными и партнёрскими. Ещё во времена Петра I Россия, воспринимаемая первоначально вполне благожелательно как ученик Европы в свете заморских визитов русского царя, его страстного стремления к перениманию европейского опыта, затем потеряла своё обаяние, поскольку по результатам Северной войны утвердилась как ведущая держава Балтийского региона. Позднее, укрепляясь и развиваясь, Россия стала играть ту же роль в мировой политике, что сейчас играют США - единственного полюса однополярного мира. В качестве подтверждения достаточно вспомнить победу над Наполеоном и Священный Союз (аналог НАТО), созданный Александром I, или подавление венгерской революции Николаем I. В дальнейшем технологическое отставание несколько снизило влияние России, в то время как период 1945-1989 гг., с нашей точки зрения, был временем наивысшего могущества русского народа, пиком его влияния в мире. Из этого следует важный вывод: Россия всегда была самостоятельным игроком в мировой политике. Богатая ресурсами территория, большая численность населения, хорошие солдаты, развитая наука - всё это давало основания считаться великой державой. Её можно сравнить с мощным Китаем, который также никогда добровольно не хотел играть роль младшего партнёра в отношениях с СССР, потому что выше Поднебесной может быть только небо.
Распад СССР и проведение рыночных реформ в России, как нам кажется, не привели к значимому улучшению отношений с ЕС вследствие вышеописанного исторического конфликта. ЕС воспользовался ослаблением России для упрочения своих позиций в странах ЦВЕ, Прибалтике, проникновения на Украину, в Молдавию, расширения НАТО на Восток - и только. В России же в очередной раз проявился конфликт между западниками и славянофилами (патриотами). С одной стороны, мы могли наблюдать стремление (не всегда мотивированное) вступить во всевозможные международные организации: МВФ, ВТО, АТЭС, Совет Европы, даже ЕС. С другой стороны, противодействие расширению НАТО, конфликт в Косово и последовавший за этим общественный резонанс отчётливо показали, что генетическая память у большей части населения России сильна, россияне не хотят быть периферией Европы, играть не вторые, а даже третьи роли. Причём заметим, что подобные патриотические настроения становятся всё сильнее, о чём свидетельствует поражение на выборах в Государственную Думу 2003 г. правых партий, третье место ЛДПР и четвёртое - блока Родина.
В Брюсселе считают, что идеальная Россия - контролируемая Россия, наподобие Польши, где 70% промышленного и 80% банковского капитала принадлежит западным корпорациям, преимущественно немецким. Контроль над ключевыми активами не только лишает страну суверенитета, он жёстко ограничивает её роль в разделе самых лакомых кусков мирового экономического пирога - высокотехнологичных секторов. Заметим, ни одна из стран ЦВЕ не играет значимой роли в какой-либо области науки, в лучшем случае они поставляют кадры, в худшем - выполняют производственные операции. Даже вступление в ЕС не видится больше странам ЦВЕ в радужном свете: таможенные барьеры для западноевропейских товаров устраняются, введение в действие законодательства ЕС (в частности, экологического) потребует огромных расходов, а надежды на огромные субсидии с/х отрасли, похоже, тают.
Учиться на чужих ошибках, безусловно, лучше, чем набивать шишки самим, поэтому попробуем определить параметры оптимальных двусторонних отношений.
Доля России в мировых разведанных запасах газа, нефти на 1998 г. составляет соответственно 4,8% и 39,2%. Иначе говоря, наша страна является одним из ключевых игроков на рынке ископаемого топлива. Российская экономика интенсивно развивается темпами 6-8% за последние пять лет. Следовательно, растёт и размер внутреннего рынка. Заметим, что кроме России локомотивами роста мировой экономики в будущем могут быть только Китай, Индия, Бразилия, Аргентина. Темпы роста развитых стран уже не будут значительными ввиду насыщения их рынков. Россия обладает развитой фундаментальной наукой: специалисты считают, что из 50-55 макротехнологий Россия вполне могла бы побороться за доминирование в 17 областях. Это прежде всего авиационные и космические, информационные, электронно-ионные, плазменные технологии, атомная энергетика, технология нефтедобычи и переработки, рекомбинантные вакцины и др. Слабое место российской инновационной системы, которая, по сути, ещё только формируется, являются прикладные исследования, неумение осуществлять коммерциализацию разработок. ЕС отстаёт от своих основных конкурентов: США и Японии, - во многих областях фундаментальных наук, не уступая им в сфере прикладных исследований. Учитывая нежелание США и Японии делиться своими разработками, Европе следует кооперироваться с российскими инновационными институтами в вопросах НИОКР, допуская при этом совместную наукоёмкую продукцию на свой ёмкий внутренний рынок и используя одновременно своё влияние для продвижения данной продукции на рынки других развитых стран.
Баланс торговли товарами между Россией и ЕС в настоящее время является асимметричным: взамен энергоносителей западные партнёры поставляют машины, оборудование, продукцию пищевой промышленности. Основными рынками сбыта продукции российской промышленности являются страны ближнего зарубежья и Азии. Приобретать российские товары с высокой степенью переработки страны ЕС не хотят, опасаясь конкуренции: в настоящее время против российских производителей введено тринадцать антидемпинговых пошлин, в том числе на сталь, продукцию ядерной энергетики, существуют ограничения на российские прямые иностранные инвестиции в экономику ЕС, доступ российских судов во внутренние воды стран ЕС. Этот список можно продолжать достаточно долго.
Такое отношение Европы заставляет Россию принимать меры к ограничению доступа на свой внутренний рынок, более тесной интеграции с некоторыми странами СНГ (создание ЕвРАЗЭС), увеличивать экспансию на постсоветском пространстве в целом, а также в арабском мире, Азии, активнее сотрудничать с США. Но так ли выгодно ЕС, чтобы Россия становилась региональным центром силы, более ориентированным на США, чем на страны Старого Света?
ЕС, самообеспеченность топливными ресурсами которого не достигает и 70%, безусловно, заинтересован в их стабильных поставках. Одним из ближайших продавцов является Россия, однако для начала разработки российских месторождений требуется увеличение квоты на закупку газа (нефти) из одной страны-поставщика. В интересах ЕС строительство транспортного коридора для облегчения поставок своих товаров в страны Азии. ЕС, вне всяких сомнений, нуждается в сотрудничестве с Россией в сфере пресечения контрабанды, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды. ЕС, как следует из Стратегии данной организации в отношении России, хотел бы получить более широкий доступ на растущий российский рынок. Уже сейчас Россия занимает пятое место в ряду крупнейших импортёров продукции ЕС. Сотрудничество с Россией необходимо и для противодействии тенденции формирования однополярного мира. Здесь в качестве одного из возможных проектов необходимо назвать создание совместной спутниковой системы Galileo.
Однако ЕС совершает прямо противоположные шаги, только отталкивающие Россию: критика боевых действий в Чечне, демонстрирующая упорное, маниакальное нежелание видеть международный терроризм в качестве основной движущей силы конфликта; нежелание оказать давление на страны Балтии с целью приведения ситуации с правами русскоязычного меньшинства в соответствие с европейскими стандартами; противодействие вступлению России в ВТО; уже описанное выше нежелание допустить российские товары (кроме сырьевых) на свой внутренний рынок; стремление расширить своё влияние в Украине и Молдавии - странах, которые Россия традиционно считает зоной своих интересов. Всё это заставляет серьёзно усомниться в целесообразности тесных партнёрских отношений с таким эгоистичным, имперски настроенным партнёром, как ЕС. Поэтому, в свете описанных выше фактов и существующих политических реалий (направленность внешней политики В. Путина на рост конкурентоспособности России в мире при сохранении рук развязанными, как следует из Стратегии России по отношению к ЕС), при обоснованном предположении, что к власти в 2008 г. придёт ставленник нынешнего Президента России, мы полагаем, что отношения Россия-ЕС должны строиться на секторальном подходе, по образцу ЕС-Швейцария. Реализованные малые проекты в обстановке обоюдного недоверия и разочарования гораздо важнее, чем обещание грандиозных свершений. Поэтому необходимо направить основные усилия на реализацию проектов в следующих областях:
  • Проведение совместных НИОКР;
  • Обеспечение доступа российского сырья на рынок ЕС;
  • Сотрудничество в сфере энергетического машиностроения;
  • Обеспечение условий для взаимовыгодного приграничного сотрудничества, в частности по программе Северное измерение;
  • Кооперация в сфере создания евроазиатских транспортных и информационных систем;
  • Доведение до логического конца проекта по запуску российских ракет с французского космодрома на о. Куру;
  • Создание совместной спутниковой группировки, в частности для обеспечения безопасной транспортировки нефтепродуктов из России в ЕС;
  • Распространение действия программы PHARE на Россию;
  • Заключение двустороннего соглашения по вопросу миграции рабочей силы, которое регулировало бы порядок найма/увольнения, выплату заработной платы, установления квот на рабочую силу, начисление пенсий.
  • Расширение двустороннего культурного обмена, в том числе студентами, аспирантами, преподавателями, учёными, специалистами.
Учитывая опыт интеграции ЕС-ЕАСТ, ЕС-Швейцария, ЕС-ЦВЕ, мы можем однозначно утверждать, что подлинное сближение Россия-ЕС произойдёт лишь при наличии обоюдного желания сторон, при сопоставимом уровне экономического и институционального развития. В настоящее время, когда ЕС основные усилия прилагает на завершение принятия новых членов в свой состав, а Россия занята поиском своего места в мире и восстановлением своих позиций, более целесообразным является курс на установление просто добрососедских взаимовыгодных отношений. В дальнейшем, лет через двадцать пять, можно будет начать переговоры о формировании зоны свободной торговли между Россией и ЕС. В долгосрочной перспективе формат отношений ЕС-Россия должен быть аналогичен характеру отношений США-Япония: тесное экономическое, научно-производственное, военное, культурное сотрудничество, что делает эти страны подлинными стратегическими партнёрами, имеющими общие глобальные интересы, что, в свою очередь, позволяет относительно легко преодолевать мелкие разногласия конъюнктурного характера.

Грасмик Константин
Аспирант 1 года обучения кафедры Экономического факультета Омского государственного университета
E-mail:


12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...

05/07/2017

Летняя школа в Стрельне

Приглашаем аспирантов принять участие в летней школе на тему «Гражданское общество...

17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...

21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100