Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья?

Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья? Коломиец М. Омский государственный университет
Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья?

Российская пресса насыщена статьями, основной смысл которых сводится к утверждению – отношения ЕС и России дали трещину. Последнее время западные средства массовой информации захлестнула волна негативных публикаций по поводу «управляемой демократии», сложившейся в России. Безусловно, на сегодняшний день наблюдается некоторая напряженность в отношениях, однако, это объективно и закономерно.
Как известно, разногласия порождаются перекрещиванием сфер влияния и зон столкновения интересов. Следовательно, ухудшение взаимоотношений России и ЕС это, прежде всего, признак краха существующей на сегодня базовой основы нашего сотрудничества.
Борьба с международным терроризмом безусловно важный аспект партнерства Москвы и Брюсселя, особенно после взрывов в Мадриде, однако определяющей роли он не играет. Россия и Евросоюз на данный момент слишком «разные миры» чтобы полностью разделять, понимать и согласовывать методы и способы антитерроритической борьбы. Что касается ратификации Киотского протокола, то на сегодняшний день Москве этот документ просто не нужен.
В этой связи необходимо искать новые направления сотрудничества. В нынешнем непростом положении жизненно важным становится точное соотнесение в своей политике существующих вызовов, собственных возможностей и вероятных выгод, как никогда прежде необходимым становится наличие выверенной системы приоритетов, как со стороны России, тек и со стороны Евросоюза.
Европейский союз оказался в состоянии бюджетного кризиса. Внешне причина состоит в том, что все больше стран Евросоюза превышают разрешенный по Пакту о стабильности и росте ЕС размер бюджетного дефицита в 3% ВВП. К злостным нарушителям – Франции и Германии, которые не соблюдают эту норму третий год, в 2004 г. могут присоединиться Италия, Нидерланды, Португалия и Греция. Тревожно и то, что в совокупности на долю этих стран приходится более 60% ВВП Европейского союза. Однако проблема лежит намного глубже, ведь дефицит увеличивается на фоне экономической стагнации. В 2003 г. ВВП стран зоны евро вырос лишь на 0,4%, это самый низкий показатель за последние 10 лет. Прогноз роста на 2004 г. Еврокомиссия понизила с 1,8% до 1,7%. Тогда как в середине 90-х гг. европейская экономика показывала устойчивый рост в 4%. Почему? В 90-е гг. перед европейскими корпорациями открылся «пустой» российский рынок, что, безусловно, послужило толчком к ускорению развития экономики Евросоюза. Однако, сейчас во многих отраслях российской промышленности ситуация кардинальным образом изменилась, в частности в пищевой. Но проблема даже не в этом. Суть в том, что на большую часть высокотехнологичной продукции европейских корпораций в России просто нет спроса, за исключением лишь центральных регионов. В этой связи, основная проблема это резкая дифференциация в уровне экономического развития регионов России.
Главная цель для сегодняшней России – улучшение качества и ускорение темпов экономического роста, с одной стороны, и повышение благосостояния населения с другой. Выравнивание уровней развития субъектов РФ, с одновременным выполнением поставленных целей кардинально увеличит емкость российского рынка, а это выгодно всем, в том числе и Евросоюзу, для корпораций которого это будет означать расширение рынка сбыта, а, следовательно, производства. Европейскому союзу нужна стабильно развивающаяся Россия, потому что потенциальная емкость российского рынка исчисляется сотнями миллиардов евро. В недалеком будущем Россия имеет все шансы стать основным покупателем европейского промышленного оборудования.
Первостепенное значение для улучшения качества и ускорения темпов экономического роста в России имеет выравнивание уровней экономического развития регионов. Необходимо проводить политику «полюсов роста». Опыт Евросоюза уникален в этой области.
В ЕС функционирует эффективная система структурных преобразований и выравнивания уровней развития различных территорий, созданная на базе структурной формы индикативного планирования.
Базовой основой долгосрочного партнерства России и ЕС может стать институциональная сфера, а именно индикативное планирование. ЕС последовательно проводит политику структурирования экономического роста, содержание которой заключается в разработке программы мероприятий по направлению действий частных предприятий в русло развития, определяемое европейской промышленной политикой. Общеевропейские планы социально-экономического развития представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих проектов в интересах Европы в целом.
Реализация европейской структурной политики в отношении отдельных стран, регионов, отраслей проводится путем тщательного согласования действий и интересов отдельных государств и предприятий, с одной стороны, и ЕС с другой. В частности, восточные земли Германии финансируются по программе регионального развития – средства используются для строительства инфраструктурных объектов на территории бывшей ГДР. Сейчас на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС выделяется 39 млрд. евро в год, однако Еврокомиссия предлагает увеличить эту сумму до 51 млрд. евро. В результате обмена планами и информацией выявляется схема предполагаемого экономического роста!
Безусловно, показателен опыт ЕС в учреждении Европейского инвестиционного банка, главной задачей которого является выравнивание уровней экономического развития стран ЕС путем финансирования проектов в менее развитых странах, а также поддержка программ общеевропейского масштаба в области транспорта, связи и энергетики.
Таким образом, в ЕС утвердился уникальный способ макроэкономического планирования, который основывается на принципах консультирования и согласования и предполагает участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов».
Индикативные планы для России призваны стать необходимым элементом системы государственного регулирования и действенным инструментом экономической политики, эффективно сочетающей задачи системной трансформации и позитивного экономического развития.
Индикативный план вносит важный вклад в формирование компромиссов на множестве системно противоречивых, но локально безупречных рекомендаций, характерных для разных направлений экономической политики современной России.
Формирование на федеральном уровне кратко-, средне- и долгосрочных индикативных планов развития национальной экономики станет дополнительным фактором улучшения качества и ускорения темпов экономического роста.
Внедрение в жизнь хотя бы половины выделенных мероприятий позволит в недалеком будущем уже не на словах, а на деле говорить о единой Европе с «общеевропейским домом» в котором найдется место и для России.

Коломиец Михаил
Студент третьего курса Экономического факультета Омского государственного университета
E-mail:


12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...

05/07/2017

Летняя школа в Стрельне

Приглашаем аспирантов принять участие в летней школе на тему «Гражданское общество...

17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...

21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100