Перспективы стратегического партнерства и добрососедства России и Европейского союза Ульюк Е., Высшая Школа Экономики (Москва)

Перспективы стратегического партнерства и добрососедства России и Европейского союза

Формальная основа для взаимоотношений с соседями, не имеющими обозримой перспективы членства в ЕС, к коим относится и Россия, была сформулирована год назад, когда Европейская Комиссия обнародовала программу «Широкая Европа - Новое соседство». В Москве «Широкую Европу» всерьез не восприняли - Россия претендует на особые отношения с ЕС и не намерена вписываться ни в какие многосторонние проекты. Поняли вскоре и в Брюсселе, что проблемы стран Средиземноморья и «западного СНГ» настолько различны, что пытаться применить к ним одинаковые рецепты просто бессмысленно.
В принципе ЕС причисляет отношения с Россией к разряду уникальных, так как диалог между будущими соседями ведется по многим аспектам, которые отсутствуют в отношениях со многими другими странами-соседями: это и идеи об Общем Европейском пространстве, о диалоге по вопросам энергетики, план действий по вопросам правосудия и внутренних дел, подготовка в отдаленной перспективе безвизового режима между странами, борьба с терроризмом и др. Поэтому сегодня Брюссель выстраивает разную политику в отношении различных частей «нового соседства», определяя по ходу своих добрых соседей и близких друзей. Какое же место определено для России?
На данный момент международное общественное мнение задается вопросом, куда идет Россия? До недавнего времени Россию рассматривали как страну, ослабленную внутренним кризисом и своей непредсказуемостью внушающую опасения другим странам. Сегодня некоторые, возможно, боятся другой России - страны, которая стала более сильной и уверенной в себе после нескольких лет стабильности и непрерывного экономического роста.
Существенно укрепила Россия в последние четыре года и свою репутацию ответственного участника международных процессов с помощью прагматичной политики, подчиненной требованию удовлетворения интересов внутреннего развития и ориентированной на расширение диалога и сотрудничества со всем остальным миром, в том числе путем стратегического партнерства с Европейским союзом.
Сегодня этой разумной политике просто нет альтернативы. Президент Владимир Путин, переизбранный в этом месяце на второй срок, поставил целый ряд новых задач и провозгласил, что Россия «твердо сделала выбор в пользу свободы», и что этот выбор усилит основы демократии и гражданского общества. При этом ясно, что Россия может достичь этих целей только с помощью дальнейшей интеграции в мировое сообщество и продолжения внешней политики, в рамках которой поддерживаются взаимовыгодные отношения с непосредственными соседями по СНГ, Соединенными Штатами, Китаем, Японией, Индией и прежде всего с Европейским Союзом, ближайшим соседом и основным источником модернизационных ресурсов для России (многие даже говорят о своем роде модернизации через европеизацию).
В сущности, есть четыре важнейших фактора, определяющих приоритетный характер отношений, а также необходимость стратегического партнерства и добрососедства между Россией и Западной Европой.
Первый фактор — высокая степень социальной и политической взаимозависимости. В определенном смысле Западная и Восточная Европа (особенно Балканы и Россия) остаются полюсами, взаи­модействующими как регионы с противоположными знаками ста­бильности. После крушения «железных занавесов» и «берлинских стен» эти регионы подобны сообщающимся сосудам. Удастся ли локализовать и потушить пламя пожаров в бывшей Югославии и на Кавказе, или Европа не устоит перед новым пришествием агрессивного национализма, ксенофобии и религиозного фундаментализма? Решающим вкладом здесь является стабилизация в России.
Второй фактор — всеобщая заинтересованность в укреплении европейской безопасности в традиционном смысле, т. е. с военной точки зрения, включая использование вооруженных сил в совместных миротвор­ческих операциях, как это имеет место в Боснии и отчасти в Косово, и борьба с новыми внешними угрозами (международный терроризм, оружие массового уничтожения, этнические и религиозные конфликты в Европе, трансграничная организованная преступность, незаконная иммиграция и контрабанда оружия и наркотиков) означают, что должно быть обеспечено совершенно новое качество и уровень взаимопонимания и взаимного учета законных интересов партнеров.
Кроме этого, близость идей России и ЕС в политической области подтверждают такие события, како образование в связи с единой позицией по иракскому вопросу так называемой оси «Москва-Берлин–Париж», единая концепция «многополярности», положенная в основу политического курса, противостояние унилатерализму США, идея неприменения силы как последнего средства в деле решения различных конфликтов.
Третий фактор — экономическая взаимодополняемость, пока реализованная в очень малой мере, но потенциально сулящая обеим сторонам крупные выгоды. Для ЕС Россия является крупнейшим поставщиком газа, нефти и нефтепродуктов, а также крупным импортером сельскохозяйственной и промышленной продукции, производимой в Западной Европе. В перспективе, Россия — с ее природными и человеческими ресурсами, ее научно-техническим потенциалом — может стать одним из важнейших торгово-экономических партнеров ЕС. В свою очередь, для России ЕС останется в обозримом будущем главным торговым партнером, крупнейшим кредитором и инвестором, причем после расширения его роль как ведущего эко­номического партнера возрастет. Эти экономические связи имеют для нее стратегическое значение уже по той причине, что экс­порт энергоносителей в Европу еще долгие годы будет основным источником валютных доходов России.
Наконец, четвертым фактором, определяющим особые отно­шения между Россией и Западной Европой, служат многовеко­вые исторические связи, длительный процесс взаимообогащения национальных культур.
Однако при всем наличии такого большого пространства для «стратегических маневров» в отношениях между Россией и ЕС, существует немало разделительных линий, требующих очень осторожного подхода, дабы «дружба» и еще пока не состоявшееся хрупкое соседство по новой увеличившейся границе не было превращено лишь в сосуществование ради торгово-экономической выгоды.
Прежде всего этому способствуют опасения Европы, которая стоит перед «российской диллемой», не зная, как реагировать на неоднознычные инициативы вновь избранного Президента.
С одной стороны, вновь избранный Президент, назначая на пост главы правительства Михаила Фрадкова, бывшего представителя Москвы при Евросоюзе, подал сигнал о неизменности и приоритетности европейской направленности во внешнеполитическом курсе России. При этом состав нового правительства говорит о том, что курс реформ и экономического развития будет продолжен (усиление прерогатив г-д Кудрина и Грефа, мнение которых ценится западными партнерами Москвы). Кроме этого, приход на пост главы дипломатического корпуса М. Лаврова, бывшего посла при ООН, известного своей жесткостью по отношению к США, должен бы «успокоить» тех из европейских партнеров России, которые сожалеют о проамериканской ориентированности внешней политики России.
Тем временем, решение Путина о роспуске правительства до президентских выборов является в глазах многочисленных европейских ответственных деятелей и журналистов, дополнительным подтверждением антидемократического отклонения России Путина.
Также недавно Евросоюз и Россия схлестнулись по поводу расширения первого и удара по экономическим интересам второй. Этот конфликт добавился к напряженности, накопившейся за последние годы в отношениях между Брюсселем и Москвой по таким деликатным вопросам, как проблема виз или вступление России в ВТО. То, что европейцы воспринимают как отступление России от демократического пути - Чечню, контроль над СМИ, условия проведения парламентской и президентской избирательных компаний - чувствительно ухудшило атмосферу взаимоотношений ЕС-Россия.
С одной стороны, все это несколько напоминает ссоры двух соседей, которые в ближайшем будущем станут по-родственному как нельзя ближе и разделят увеличившуюся границу и общую нестабильную периферию (Украину, Белоруссию, Молдавию). Как говорится: милые бранятся, только тешатся. С другой стороны, однако, эти пикировки в действительности могут являться и отражением глубоких трудностей.
Так, существует контраст между политической риторикой и самой сутью партнерства, которое обе стороны механически оценивают как стратегическое. Разногласия подпитываются взаимным незнанием друг друга, которое объясняется недавним характером их взаимоотношений в различных областях во время холодной войны. При этом сотрудничество осложняется также различием природы партнеров: содружество государств, согласных, во имя этого содружества пожертвовать суверенитетом, с одной стороны, и полноценное государство, федеральное, централизованное, ревностно относящееся к своему суверенитету и автономии, с другой. Совокупность этих факторов довлеет в диалоге между Россией и Евросоюзом, первая сожалеет о том, что второй все больше относится к ней как к предмету, а не как к партнеру.
Хочется также добавить, что Россия и Европа далеки друг от друга не только в плане различного понимания целей сотрудничества и добрососедства, но и в восприятии принадлежности друг друга к единой европейской общности, что доказали события 11 марта в Мадриде, ставшими своеобразным 11 сентября для Европы. В России в это время многих задело, что после мадридских взрывов вся Европа проявила солидарность с Испанией, а после терракта, например, в московском метро такой реакции не было. Дело в том, что Москва с ее проблемами и болью кажется европейским соседям России слишком далекой, как, будем справедливы, далекими кажутся россиянам Европа и Мадрид с их проблемами и болью. Это значит, что народы стран ЕС уже чувствуют себя близкими друг к другу, способны эмоционально ощутить, показать это, а между ними и россиянами такой близости нет. Именно над этим и надо работать политикам и обществам обеих сторон - ЕС и России, если на деле, а не на словах строить единую Европу, без разделительных линий и преград. Ведь все преграды - не на картах и границах, а в головах.
Побеспокоиться нашим верхам стоит прежде всего об улучшении внутриполитической ситуации в своей стране. Это и уничтожение сепаратизма, коррупции, политической незрелости нашей демократии, олигархов и всякого рода семей, вроде семьи нашего бывшего президента, искоренение пре­ступности и огромного количества всякого рода экономических проблем. Без всего этого усилия по обеспечение внешних условий для возрождения страны, выраженные прежде всего в стратегическом партнерстве с Евросоюзом, просто сойдут на нет. Быть в Европе хотят почти все, но отказываться ради этого от многих старых привычек многие не готовы. Об этом стоит задуматься…
Итак, налицо однозначная тенденция к сближению России и Евросоюза. Это, однако, не отрицает того, что разногласия между Россией и Западом будут. Разногласия по поводу операций типа иракской, разногласий с Западом, когда он будет возражать против слиш­ком, с его точки зрения, активных действий России в зоне СНГ или против нарушения прав человека в ситуациях вроде чеченской. Будут и противоречия чисто экономиче­ские между Россией и Европой, порождаемые дискриминационными действиями ЕС в отношении России. В общем-то, это более или менее нормальная канва современной международной жизни, она сложна и не лишена противоречий. И в этом мире, в котором Россия рано или поздно займет достойное место, у России просто нет иного выбора, кроме как сближаться с Западом, прежде всего с Европейским Союзом, если она не хочет остаться фактически изолированной от европейских дел. Эта ситуация дает Евросоюзу рычаги и возможность маневра, которые он должен использовать для развития отношений со своим великим восточным соседом, способствуя при этом полноценному диалогу, но никак не жесткому монологу при отсутствии всякой снисходительности.
Хотелось бы заметить, что иногда добрые соседи становятся родственниками. Бывает такое. Но бывшие родственники хорошими соседями почти не становятся. Не стоит разрушать необдуманными действиями поступательный вектор стратегического партнерства. Будущее - за созданием Европы без разделительных линий, создание общих пространств во всех областях, в которых их можно создать и на благо россиян и наших партнеров.

Ульюк Елена Игоревна
студентка 4 курса факультета Прикладной Политологии Государственного Университета Высшая Школа Экономики (Москва)
E-mail:


17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...

21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...

15/03/2017

Conférence #7_ Cycle Rendez-vous d'Europe 2017 le 20 mars sur « Brexit : quel impact pour le secteur agroalimentaire? » (rectificatif date)

Dans le cadre du Cycle de conférences "Rendez-vous d'Europe" : "Quel projet européen a l’heure du Brexit ?",...

15/03/2017

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque sur « Le partenariat UE-ASEAN face aux partenariats concurrents,,des puissances...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100