ВЫПУСК 11: ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1997 г.

 

ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ                                           АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК                              ИССЛЕДОВАНИЙ (АЕВИС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

 

 

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСК 11:

 

 

 

ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Под редакцией:

Борко Ю.А.

 

 

Журкина В.В.

 

 

Шемятенкова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, январь 1998

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Актуальный комментарий: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу

1.            Заседания высших органов ЕС и принятые ими документы общего характера

            1.1. Европейский совет

            1.2. Европейский парламент (ЕП)

2.            Углубление интеграции в рамках ЕС

            2.1. Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС

            2.2. Строительство Экономического и валютного союза

            2.3. Институциональное развитие и строительство политического союза

2.3.1. Формирование общей внешней политики и политики безопасности

                                  (ОВПБ)

                        2.3.2. Формирование общей политики в сфере внутренних дел и юстиции

                        2.3.3. Деятельность Суда ЕС

            2.4. Другие направления деятельности ЕС

                        2.4.1. Социальная политика

                        2.4.2. Региональная политика и деятельность Структурных фондов

                        2.4.3. Культура, образование, информация

                        2.4.4. Экологическая политика

3.            Перспективы расширения ЕС

            3.1. Развитие ассоциации с государствами Центральной и Восточной Европы

            3.2. Средиземноморское направление

4.            ЕС и внешний мир

            4.1. Отношения с Россией

            4.2. Отношения с другими странами СНГ

            4.3. Отношения со странами Западного полушария и АТР

            4.4. Отношения со странами Азии и Африки

 

 

 


Актуальный комментарий:

 

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу

 

Начиная с данного выпуска квартальные обзоры событий в ЕС и его взаимоотношений с внешним миром будут открываться кратким комментарием к событию, которое редколлегия выделяет как наиболее существенное в жизни ЕС или имеющее особое значение для России. В последнем квартале 1997 г. таким событием было вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами – с другой.

 

*          *            *

 

1 декабря 1997 г. завершился более чем пятилетний процесс договорного оформления новых отношений, между Россией и ЕС.

 

Имеет смысл вспомнить основные вехи этого процесса. Он начался в мае 1992 г. визитом председателя Комиссии ЕС Жака Делора в Москву и достигнутой тогда договоренностью приступить к подготовке соглашения, в основу которого была бы положена идея «углубляющегося партнерства между Сообществом и Россией». Переговоры, начавшиеся в ноябре и занявшие полтора года, завершились подписанием СПС 27 июня 1994 г. Европейские сообщества стали именоваться к этому времени Европейским Союзом. Ратификация СПС парламентами всех государств-членов ЕС и России заняла еще три с половиной года. Впрочем, Государственная Дума и Совет Федерации завершили эту процедуру в октябре-ноябре 1996 г., и дело оставалось за несколькими странами ЕС, в том числе его новыми членами – Австрией, Финляндией и Швецией.

 

Очевидно, что длительность этого процесса не случайна; она свидетельствует о трудностях становления как партнерства между Россией и Западной Европой в целом, так и отношений непосредственно между Россией и ЕС, строительство которых началось с нуля. Теперь эти отношения опираются на документ, который является самым масштабным соглашением нашей страны с наиболее развитыми государствами мира. К тому же за минувшие годы накоплен значительный опыт практического сотрудничества между Россией и ЕС, позволяющий реалистически оценить возможности осуществления СП С, определить наиболее перспективные области и наиболее эффективные методы сотрудничества.

 

Уроки этого опыта выглядят следующим образом:

 

- курс на развитие широкого политического, экономического и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой подтвержден практикой и отвечает стратегическим интересам обеих сторон;

 

- вместе с тем как в западноевропейских столицах, так и в Москве избавились от чрезмерных взаимных ожиданий, которые были характерны для начала 90-х годов; ныне доминируют более трезвые и в целом умеренные оценки перспектив сотрудничества; достаточно четко выявились сферы совпадения и расхождения интересов, равно как и отдельные направления сотрудничества, в которых достигнут или, напротив, отсутствует ощутимый прогресс.

 

Эти общие выводы могут быть конкретизированы применительно к трем сферам сотрудничества, охваченным СПС, – политике, экономике и культуре.

 

Соглашением предусмотрен регулярный политический диалог между Брюсселем и Москвой. Фактически такой диалог развивался все эти годы. Ему благоприятствовало то, что ЕС достаточно последовательно проводил курс на включение России в международные организации. Во многом благодаря его поддержке она стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка (апрель 1992 г.), была принята в Совет Европы (февраль 1996 г.), вошла в Парижский клуб стран-кредиторов (сентябрь 1997 г.). ЕС поддерживает ее заявку на вступление в ВТО и ОЭСР. Как показал опыт, в Западной Европе более четко понимают важность участия России в формировании новой общеевропейской системы безопасности, имеют более ясное представление о взаимосвязи между внутренним положением в стране и ее внешнеполитическим курсом. В обстановке острых разногласий по поводу расширения НАТО европейские государства сыграли, в конечном счете, позитивную роль в ходе поиска компромиссов, позволивших заключить Парижское соглашение между Россией и этим альянсом.

 

Теперь статус политического диалога Россия-ЕС повышается. Он приобретает характер взаимного обязательства, становится регулярным, в том числе на высшем уровне, и вводится в четкие организационные рамки. Определено также содержание диалога, в который включены три большие темы – выполнение самого Соглашения; международные вопросы, являющиеся предметом общей озабоченности; вопросы, относящиеся к соблюдению принципов демократии и прав человека.

 

Важность этого диалога возрастает еще по двум причинам – ввиду приближающегося нового расширения ЕС, который будет представлять на международной арене практически всю Европу вплоть до границ СНГ, и в связи с его переходом к осуществлению общей внешней политики и политики безопасности.

 

Что касается практического значения диалога, об этом судить пока преждевременно. Оно будет определяться динамикой самой жизни – положением дел в России, порядком приоритетов в деятельности НАТО и ходом реализации Парижского соглашения, реальным продвижением ЕС к общей внешней политике и т.д. Неясностей здесь хватает. Но в любом случае этот политический форум дает России ценнейшую возможность систематически сопоставлять свои позиции по актуальным международным проблемам с согласованной позицией европейских государств, продвигаться к большему взаимопониманию и находить компромиссные решения спорных вопросов. Российской дипломатии еще предстоит освоить этот механизм взаимодействия. Вместе с тем эффективность непосредственного диалога с ЕС в большой мере будет зависеть от того, насколько России удастся подкрепить его активным сотрудничеством со всеми европейскими организациями, участием в программах региональной кооперации и, не в последнюю очередь, развитием двусторонних отношений сотрудничества с европейскими странами, особенно в Центральной и Восточной Европе и СНГ.

 

Переходя от политики к экономике, следует подчеркнуть, что торгово-экономические связи являются главной сферой отношений между Россией и ЕС как интеграционным объединением. Им посвящено подавляющее большинство статей СПС. И именно в этой сфере выявились основные разногласия, ставшие предметом открытых, подчас весьма острых дискуссий в течение двух последних лет.

 

Фактическое развитие экономических связей между Россией и ЕС действительно оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится треть ее внешней торговли и, по различным подсчетам, 40-50 % иностранных вложений в ее экономику. Объем взаимной торговли в 1997 г. увеличился почти на 60% по сравнению с 1993 г. С другой стороны, темпы роста взаимного товарооборота заметно снизились, доля ЕС во внешней торговле России сократилась с 37,5% в 1994 г. до 32,4% в 1996 г. В абсолютных цифрах объем западноевропейских вложений в нашу экономику крайне мал – примерно 9-10 млрд.долл. к середине 1997 г., из которых на прямые инвестиции приходилось не более 2 млрд.

 

Объективные причины, которые тормозят развитие экономического сотрудничества между Россией и ЕС, общеизвестны. Это, с одной стороны, асимметричная структура взаимной торговли, с другой (и главным образом) – тяжелое состояние российской экономики, незавершенность реформ и внеэкономические внутренние факторы, ослабляющие позиции страны как экономического партнера. В сочетании с естественными различиями в экономических интересах партнеров они усугубляют разногласия между Москвой и Брюсселем. Две важнейшие темы – торговля и инвестиции – вообще не сходят с повестки дня.

 

Следует признать, что вступившее в силу Соглашение само по себе не устраняет разногласий, а тем более вызвавших их объективных причин, как не устранило их действующее с 1 февраля 1996 г. Временное соглашение о торговле между ЕС и Россией, включающее почти треть статей СПС. Такая констатация не означает недооценки Соглашения. Оно заметно приблизило условия торговли между ЕС и Россией к нормам ВТО, установленным для стран с рыночной экономикой. Приблизило, но не уравняло. Для полного уравнения необходимо вступление России в ВТО. СПС содержит обязательство ЕС и его государств-членов содействовать этому.

 

Однако предметом спора являются сейчас вопросы, которые могут быть решены в рамках СПС. По сути, речь идет о том, насколько соответствуют его положениям некоторые действия партнеров. Для России ключевым стал вопрос о признании рыночного характера ее экономики. Несмотря на то, что в СПС Россия определяется как «страна с переходной экономикой», ЕС не признает ее экономику рыночной, применяя к экспорту российских промышленных товаров антидемпинговые процедуры, введенные в прошлом против стран «с государственной торговлей». В свою очередь, Брюссель обвиняет Москву в протекционизме, непрогнозируемости («непрозрачности») ее таможенной политики и несоблюдении предусмотренных Соглашением процедур заблаговременного оповещения и согласования мер защиты внутреннего рынка, намеченных одной из сторон.

 

Следует ожидать, что вопрос о признании рыночного характера российской экономики будет решен в самое ближайшее время. Однако, по большому счету, проблему экспорта отечественных промышленных товаров это не решит, так же как и пересмотр антидемпинговой практики ЕС, на чем продолжает настаивать Москва. Россия вступила в мир рыночной конкуренции, где тенденции либерализации и протекционизма действуют одновременно и где торговые споры подобного рода – не исключение, а будни международных экономических отношений (достаточно вспомнить «торговые войны» между ЕС, США и Японией). В конечном счете они преодолеваются естественным развитием международного разделения труда, структурной перестройкой национальных хозяйств и повышением их конкурентоспособности. России предстоит такой же путь, какой прошли страны, сотворившие свое «экономическое чудо» в предшествующие времена.

 

На завершение реформ и структурную перестройку отечественной экономики уйдет не одно десятилетие. А пока России предстоит балансировать между либерализацией внешнеэкономических связей и разумными протекционистскими мерами, сочетать экспорт энергоносителей, дающих почти половину всей валютной выручки, с поиском экспортных «ниш» для отечественной промышленной продукции. И естественно, надо овладевать искусством маневрирования в длительных и «жестких» переговорах.

 

Взаимная торговля, при всей ее важности, не исчерпывает содержания экономических связей между Россией и ЕС. Это надо подчеркнуть именно теперь, когда вступили в силу разделы, касающиеся предпринимательской деятельности и инвестиций, платежей и капиталов, экономического и финансового сотрудничества и т.д. В них предусмотрены более 30 направлений совместной деятельности, включая промышленную и научно-техническую кооперацию, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, банковский сектор, телекоммуникации, информатику, космос, малый и средний бизнес, туризм и др.

 

Фактически в каждой из этих областей сотрудничество уже началось. В ряде из них заключены дополнительные соглашения или действуют специальные программы. В течение шести лет осуществляется общая программа технического содействия странам СНГ (ТАСИС), более чем наполовину адресованная России. Развивается сотрудничество в области высшего образования, профессиональной подготовки, культуры.

 

И хотя достигнутые результаты пока являются весьма скромными, система сотрудничества в целом сложилась, оно стало фактом повседневной жизни.

 

В этом собственно и заключается главный итог, с которым ЕС и Россия пришли к 1 декабря 1997 г. Он позволяет рассчитывать на то, что предстоящее десятилетие – таков первоначальный срок действия СПС – будет использовано ими более эффективно. Для этого необходимы усилия обеих сторон. В том, что касается России, вступление СПС в силу делает абсолютно неотложным то, что следовало бы сделать значительно раньше. Три года пустует место посла – главы Представительства России в ЕС. До сих пор не принята и не изложена публично концепция российской политики в отношении ЕС и программа действий в целях осуществления СПС. Затрагивающее функции многих министерств и ведомств, интересы деловых кругов, науки, образования и культуры, наконец, миллионов граждан сотрудничество с ЕС требует координации действий. Эта задача также ждет организационного решения.

 

Итак, стартовавших участников Соглашения ждут на дистанции немалые испытания. Но это – трудности совместного движения к общей цели.

 

1.            Заседания высших органов Ее и принятые ими документы общего

 

характера

 

1.1.            Европейский совет

 

2 октября в Амстердаме состоял ась официальная церемония подписания Амстердамского договора – обновленного текста основополагающего Договора о Европейском Союзе, который был одобрен на предыдущей сессии Евросовета в июне. Теперь предстоит ратификация Договора национальными государствами.

 

По-видимому, этот процесс, как и в случае с Маастрихтским договором, будет непростым. Хотя основные политические силы в странах ЕС признают необходимость ратификации, сам Договор подвергается критике. Показательна в этом отношении резолюция Европейского парламента (19 ноября), где выражается сожаление в связи с нерешенностью проблем институциональной реформы и содержится призыв к Евросовету подтвердить, что ни одно из государств-кандидатов не будет принято в ЕС до ее завершения.

 

20 и 21 ноября в Люксембурге состоялась внеочередное заседание Евросовета по проблемам занятости, проведенное по инициативе Франции. Оно имело крупное политическое значение. Впервые борьба с безработицей была выдвинута в число важнейших задач ЕС. Участники саммита одобрили скоординированную стратегию борьбы против безработицы, установив, как и при создании Экономического и валютного союза (ЭВС), ряд количественных показателей, выполнение которых государствами-членами подлежит коллективному контролю. Однако участники саммита не приняли предложенную Европейской комиссией и правительством Люксембурга ключевую контрольную цифру – создать 10-12 млн. рабочих мест в течение следующих пяти лет, что потребовало бы обеспечения явно нереальных темпов роста ВВП (около 3%).

 

Комментируя итоги саммита, западноевропейские обозреватели отмечают ряд противоречий и слабых мест провозглашенной «европейской политики занятости»:

 

1. ЕС не располагает сколько-нибудь убедительной концепцией борьбы с безработицей. Расчет на то, что Экономический и валютный союз даст положительный эффект в этой области, сомнителен. В кратко- и среднесрочном плане становление ЭВС потребует рестриктивной политики, что может лишь усугубить проблему занятости.

 

2. Борьба с безработицей была и остается прерогативой национальных государств. Институты ЕС не располагают достаточными материальными ресурсами для осуществления самостоятельной политики в этой области и эффективными рычагами воздействия на политику национальных властей.

 

3. Создание новых рабочих мест не может быть оторвано от других направлений экономической политики – оно носит вторичный характер по отношению к политике экономического роста и повышения конкурентоспособности.

 

4. «Европейская политика занятости» не учитывает в должной мере специфику отдельных государств, о чем было ясно заявлено в ходе Люксембургского саммита представителями Великобритании, Испании и Португалии.

 

На своем очередном заседании в Люксембvрге 12-13 декабря главы государств и правительств рассмотрели следующие вопросы:

 

1. Расширение ЕС. Была принята выработанная ранее принципиальная формула: процесс расширения охватывает все страны-кандидаты; никто не должен чувствовать себя исключенным, но вступать в ЕС они будут на индивидуальной основе, по мере достижения требуемой степени готовности. Было решено:

 

- Учредить новую организацию под названием «Европейская конференция», в состав которой войдут государства-члены ЕС и европейские страны, желающие вступить в ЕС и разделяющие ценности, а также внутренние и внешние цели Союза. Первоначальные приглашения будут направлены Кипру, странам ЦВЕ и Турции. Ее первое заседание состоится в Лондоне в марте 1998 г.

 

- Начать процесс присоединения новых членов 30 марта 1998 г. с проведения совещания министров иностранных дел 15 членов ЕС, 10 стран ЦВЕ и Кипра.

 

- Учредить новый институт сотрудничества «партнеров в интересах присоединения» для концентрации всех ресурсов помощи странам-кандидатам.

 

- Весной 1998 г. начать двусторонние межправительственные конференции с Кипром, Венгрией, Польшей, Эстонией, Чешской Республикой и Словенией, которые официально признаны первоочередными кандидатами на вступление в ЕС.

 

2. Отношения с Турцией. Люксембургский саммит предпринял все возможные шаги для того, чтобы смягчить острый конфликт с Анкарой. Было подтверждено, что в перспективе Турция может вступить в ЕС; ей предложено с самого начала участвовать в работе Европейской конференции; намечено активизировать другие каналы сотрудничества. Вместе с тем Евросовет напомнил, что будущее отношений между ЕС и Турцией зависит от хода политических и экономических реформ в этой стране.

 

3. Экономический и валютный союз. Задача саммита заключалась в том, чтобы предотвратить нарастание разногласий между 11 государствами, решившими участвовать в ЭВС, и четырьмя государствами, которые определенно останутся за его рамками (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

 

Главам государств и правительств удалось договориться о следующем:

 

- подтверждено, что Совет ЕС по экономическим и финансовым вопросам (ЭКОФИН) остается центром координации экономической политики всех государств-членов ЕС;

 

- государства-участники зоны евро могут проводить неформальные встречи для обсуждения специфических проблем валютного союза, а вопросы, представляющие общий интерес, будут обсуждаться министрами всех государств-членов ЕС; право принятия обязывающих решений в обоих случаях остается за Советом ЭКОФИН.

 

Очевидно, что жизнеспособность этих договоренностей будет зависеть от интенсивности центробежных сил, которые неизбежно возникнут в связи с разделением государств-членов Союза на участников ЭВС и «аутсайдеров».

 

1.2.            Европейский парламент (ЕП)

 

В ноябре ЕП принял резолюцию, в которой рекомендовал странам-членам ратифицировать Амстердамский договор. В то же время ЕП отметил «незавершенность» процесса строительства Европейского политического союза и призвал Комиссию до декабря 1998 г. представить доклад «о реформе учредительных договоров, особенно необходимой в институциональной сфере в связи с грядущим расширением ЕС».

 

Обсудив вопрос дальнейшего расширения ЕС, Европарламент пришел к выводу, что все страны-кандидаты, за исключением Словакии, удовлетворяют установленным в Копенгагене критериям, и отметил, что интенсивные переговоры со всеми странами должны начаться в начале 1998 г. ЕП призвал начать процесс расширения подписанием совместного акта со всеми странами-кандидатами.

 

Что касается Турции, то ее заявка «требует тщательного изучения», однако ЕП «настаивает на установлении специальных, более тесных отношений между Турцией и ЕС». В резолюции подчеркивается, что расширению должна предшествовать реформа институтов ЕС.

 

В октябре ЕП заслушал доклад об исполнении бюджета ЕС за 1997 г. Наряду с общим прогрессом в этой области было особо отмечено полное использование ассигнований Структурных фондов и Фонда сплочения, а также ассигнований в рамках программы МЕГА (помощь странам Средиземноморья). В то же время ЕП констатировал невыполнение бюджета по программам ТАСИС, ФАРЕ, помощи странам бывшей Югославии, а также и по шестому направлению региональной политики (малонаселенные северные регионы с высоким уровнем безработицы).

 

27 ноября Европарламент одобрил во втором чтении проект бюджета ЕС на 1998 г. Предложение Франции, Германии и Великобритании сохранить неизменными объемы собственных ресурсов ЕС не было поддержано депутатами; Совет и Парламент сошлись на незначительном (2%) увеличении бюджета по сравнению с 1997 г. В расходной части бюджета специально отражено финансирование программ создания новых рабочих мест в размере 150 млн.ЭКЮ и несколько сокращены расходы на осуществление общей аграрной политики. 18 декабря ЕП окончательно принял бюджет и утвердил поступления в сумме 91 млрд.ЭКЮ, платежи – 83,53 млрд.ЭКЮ.

 

2.            Углубление интеграции в рамках ЕС

 

2.1.            Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС

 

В четвертом квартале конъюнктура продолжала улучшаться по всем основным показателям. Поэтому, несмотря на низкие показатели первого квартала, когда ВВП вырос всего на 0,1% к предшествующему, предполагается, что годовой прирост составит расчетные 2,6%. Наибольшее влияние на рост по-прежнему оказывал экспорт, но постепенно на первое место выходят личный и инвестиционный спрос. В странах «семерки» В первом полугодии прирост ВВП составил всего 0,1% (в США – 0,5%, тогда как в Японии произошел спад на 3,1%). Улучшается положение в промышленности, где загрузка фондов увеличилась до 83,3%, продолжает пополняться портфель заказов. Темп инфляции остается низким: 1,8% в сентябре и 1,7% в октябре по отношению к тем же месяцам предыдущего года (в 1996 г. прирост был 2,2%).

 

Осенний прогноз Комиссии, опубликованный в октябре, предполагает улучшение макроэкономики в ЕС в предстоящие два года, исходя из благоприятного состояния мирового хозяйства. В 1997 и 1998 гг. прирост ВВП должен составить 2,6% и 3,0% (на 0,2% выше, чем в весеннем прогнозе) при сохранении низких темпов инфляции (2,1% и 2,2%) и растущих вложениях в постоянный капитал (2,6% и 4,7%). Экспорт товаров и услуг увеличится на 8,5% и 7,5%, чему будет способствовать и повышение конкурентоспособности компаний ЕС.

 

Прогноз содержит также оптимистический сценарий на 1999 г. (начало последнего этапа ЭВС), включающий рост ВВП Союза на 3,1%, исходя из сохранения существующей динамики внутренних и внешних факторов. Такой подход вызывает сомнение в его достоверности, поскольку не учтено влияние возникших пере напряжений в мировой финансовой системе. К тому же из-за жестко ориентированной на соблюдение маастрихтских критериев экономической политики хозяйство ЕС в 90-е годы оказалось в состоянии повышенной склонности к замедлению роста.

 

Не прекращающиеся валютно-финансовые потрясения, центром которых являются страны Юго-Восточной Азии, усугубляют проблему международной ликвидности, сужая возможности банковских систем поддерживать экономический рост. Прямым предвестником замедления роста обычно бывает значительное падение курса акций на фондовой бирже, подобное случившемуся в конце октября 1997 г. на биржах США и Европы. Как показывают наблюдения за несколько десятков лет, такие срывы, как правило, происходят за один-два года до начала кризиса роста. Поэтому весьма вероятно, что очередной спад производства в ЕС придется на период введения единой валюты. Это осложнит координацию экономической политики, поскольку в такие моменты государства-члены вынуждены отдавать предпочтение специфическим национальным инструментам экономической политики в ущерб согласованным действиям на уровне ЕС.

 

2.2.            Строительство Экономического и валютного союза

 

Осенью 1997 г. подготовка к введению единой валюты вступила в завершающую стадию. К этому времени органы ЕС закончили согласование основных стратегических вопросов валютного союза и переключились на практические аспекты. Появление евро с января 1999 г. больше не подвергается сомнению ни внутри ЕС, ни за его пределами.

 

Как отмечено выше, в октябре Комиссия обнародовала традиционный осенний прогноз, согласно которому европейская экономика вступила в долгожданный подъем. За ближайшие три года ЕС планирует создать 3,8 млн. новых рабочих мест, что позволит сократить безработицу до 9,7% рабочей силы. Большинство стран-членов существенно улучшили состояние государственных финансов. По предварительным оценкам, в 1997 г. только Греция, Франция и, возможно, Италия вышли за установленный Маастрихтским договором трехпроцентный лимит дефицита государственного бюджета. В среднем по ЕС данный показатель должен уменьшиться до 2,7% в 1997 г. и до 2,2% в 1998 г. Отношение совокупного государственного долга к ВВП, как ожидается, составит в 1997 г. 72,4%. На рекордно низком уровне сохраняется инфляция – 2,1% в 1997 г. По мнению Комиссии, многие из этих сдвигов стали результатом положительной реакции рынков на планы создания валютного союза. Они, в свою очередь, формируют благоприятные предпосылки для успешной реализации программы введения единой валюты.

 

К концу 1997 г. все 11 стран, претендующих на вступление в валютный союз в 1999 г., опубликовали или завершили разработку национальных программ перехода к евро. В них определяются правила, по которым компании и частные лица смогут вести операции в евро в течение переходного периода. В их числе процедуры реденоминации уставного капитала предприятий, налоговых платежей и отчислений в социальные фонды, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

 

С 1 января 1999 г. все участники валютного союза будут номинировать новые выпуски государственных ценных бумаг исключительно в евро. Франция, Германия, Бельгия и Нидерланды объявили, что они сразу пересчитают в евро также накопленный внешний долг. Единые правила пересчета уже разработаны Евростатом.

 

Поскольку к 2002 г. должно быть выпущено в обращение 70 млрд. монет евро, их производство планируется начать уже в текущем году. В связи с этим в 1997 г. были полностью согласованы все технические детали относительно будущих монет.

 

В последние месяцы 1997 г. в ЕС шли ожесточенные споры по поводу Совета зоны евро, его статуса и полномочий. С идеей создать такой орган первоначально выступили Франция и Германия. По их мнению, странам, перешедшим к евро, потребуется постоянно решать вопросы, не касающиеся прочих участников ЕС. Предлагаемый Совет мог бы стать своеобразным экономическим правительством зоны евро и выполнять функции противовеса ЕЦБ. Это предложение активно поддержали другие кандидаты на членство в валютном союзе. Однако государства «второй волны» (Великобритания, Швеция, Дания и Греция) усмотрели в этом признаки дискриминации и сепаратизма.

 

В итоге декабрьская сессия Европейского совета постановила, что участники валютного союза смогут собираться лишь на неформальные встречи для обсуждения вопросов, «касающихся перехода к евро, применения санкций к нарушителям Пакта стабильности и разработки правил EBC-2»[1], при обязательном участии представителя Комиссии, который будет наблюдать за выполнением Амстердамского договора.

 

Утверждена процедура определения состава зоны евро. 25 марта 1998 г. Европейский валютный институт и Комиссия представят два независимых доклада о результатах процесса конвергенции в странах-членах. На заседаниях 29 и 30 апреля Европарламент даст свое заключение. 1 мая Совет ЭКОФИН вынесет решение, которое будет рассмотрено Европарламентом на внеочередной сессии 2 мая. Окончательное решение вынесет специальная сессия Европейского совета 3 мая.

 

Продолжается гармонизация налогового законодательства ЕС. Крупным шагом вперед стало достигнутое Советом ЭКОФИН соглашение о «Кодексе поведения» в области налогообложения компаний. Решено, что страны-члены больше не будут вводить новые налоговые льготы для национальных предприятий, которые могли бы нанести ущерб их партнерам по Евросоюзу. Действующие привилегии будут постепенно отменены. В феврале 1998 г. Комиссия должна представить проекты двух новых директив: о налогообложении доходов со сбережений и налогообложении лицензионных платежей между компаниями. К середине 1998 г. планируется разработать новые, более жесткие правила предоставления государственной помощи предприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.            Институциональное развитие и строительство политического союза

 

На Люксембургском саммите вновь говорилось о необходимости установить прямую связь между далекой от завершения институциональной реформой Союза и его предстоящим расширением.

 

С точки зрения определенной группы стран-участниц ЕС и Европейского парламента институциональная реформа должна включать полный переход от принципа консенсуса к принципу большинства при голосовании по вопросам, находящимся в компетенции Сообщества[2]. В противном случае после расширения ЕС его система принятия решений может зайти в тупик. Предлагается также обсудить метод внесения поправок в Договор о Европейском Союзе. В частности, по мнению Европарламента, применявшийся ранее метод созыва межправительственных конференций «исчерпал себя». Остальные государства-члены придерживаются мнения, что реформу следует ограничить только теми моментами, которые упомянуты в Амстердамском договоре, а именно: изменить соотношение голосов отдельных участников ЕС при голосовании в Совете министров, а также численный состав Комиссии.

 

Нововведением в институциональной области является решение декабрьского саммита в Люксембурге учредить постоянную Европейскую конференцию. Ей отводится роль многостороннего политического форума, где будут рассматриваться проблемы, озабоченность которыми разделяют все участники. Это – вопросы, относящиеся ко второй и третьей сферам «опорам» деятельности ЕС [общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ) и сотрудничеству государств-членов в области внутренних дел и юстиции], а также проблемы регионального сотрудничества и охраны окружающей среды, относящиеся к «первой опоре» (т.е. непосредственно к сфере компетенции органов ЕС).

 

Идея этого форума эволюционировала достаточно далеко от породившего ее французского предложения учредить структуру, в которой участвовали бы все европейские страны, по той или иной причине не поддерживающие курс на дальнейшее углубление интеграции на всех уровнях. Подхватив эту идею, партнеры Франции отвергли предложенный ею вариант Европейской конференции как слишком радикальный. В частности, было учтено, что в ней вряд ли станут участвовать такие страны, как Норвегия, Исландия или Швейцария, на присоединение которых к низшим ступеням европейской интеграции мог бы в первую очередь работать такой институт.

 

2.3.1.            Формирование общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ)

 

Амстердамский договор задал высокий темп деятельности государств-членов ЕС/3ЕС в области ОВПБ, установив, в частности, срок в один год после вступления Договора в силу для определения новых условий взаимодействия обоих союзов. Ю.Трумпф, генеральный секретарь Евросовета и (в соответствии с Договором) высший представитель по ОВПБ, уже 10 ноября представил Совету доклад об учреждении предусмотренного амстердамскими документами специального органа раннего оповещения и политического планирования (ОРОПП) в сфере ОВПБ. В докладе содержится обоснованное обращение к Совету ЕС принять соответствующие решения до конца 1998 г., с тем чтобы ОРОПП мог быть сформирован сразу после вступления Договора в силу.

 

Доклад определил три основные функции будущего органа: а) работа в качестве ситуационного центра кризисного реагирования; б) выработка проектов политических решений (для Совета ЕС); в) планирование деятельности ЕС в целях предупреждения конфликтов. Доклад предусматривает взаимодействие высшего представителя по ОВПБ и подотчетного ему ОРОПП с государствами - членами ЕС, Европейской комиссией, 3ЕС, специальными представителями Совета.

 

Великобритания назвала формирование ОРОПП одним из приоритетных направлений в рамках представленной в конце декабря Совету ЕС программы своей деятельности в качестве председательствующей страны ЕС в первой половине 1998 г.

 

В последнем квартале 1997 г. в ЕС предприняты серьезные усилия для решения стратегических задач реструктуризации военной промышленности. В ноябре обнародован меморандум Европейской комиссии по этой проблеме. Он содержит в качестве приложения два основополагающих документа: проект «общей позиции» Совета ЕС (в рамках ОВПБ) по структурированию европейской политики в области вооружений и «план действий» военно-ориентированных отраслей промышленности. Деятельность Комиссии была поддержана руководителями Великобритании, Франции и ФРГ, опубликовавшими совместную декларацию, направленную на взаимодействие в реструктуризации авиационной промышленности.

 

Одновременно на прошедшей 17 ноября в Эрфурте (ФРГ) сессии министров обороны Западноевропейской группы по вооружениям (действует под эгидой ЗЕС в составе его участников, а также Дании, Норвегии и Турции) принято решение усилить институционализацию военно-промышленного сотрудничества. Национальным руководителям в области технического оснащения вооруженных сил поручено в течение года выработать план мероприятий в целях учреждения Европейского агентства по вооружениям (ЕАВ), задачей которого стала бы централизация их разработки и производства на европейском уровне. Странам-наблюдателям в ЗЕС (Швеции, Финляндии и Австрии) предложено участвовать в формировании и работе ЕАВ.

 

Эрфуртский совет ЗЕС (18 ноября) одобрил рекомендации по формированию военного комитета ЗЕС. Другим важным результатом Совета стало принятие решения об усилении участия стран-наблюдателей, ассоциированных членов и партнеров ЗЕС в его военной деятельности. В частности, предусмотрены дополнительные механизмы, позволяющие ассоциированным членам и государствам-наблюдателям принимать участие во всех «петерсбергских» операциях, а также расширяющие возможности привлечения к выполнению соответствующих задач ассоциированных партнеров ЗЕС.

 

Одним из наиболее успешных направлений практической политики ЕС в области ОВПБ продолжает оставаться совместная деятельность, направленная на запрещение противопехотных мин. Совет ЕС принял дополнения к совместной акции (одобренной 1 октября) с учетом подписания в Осло в начале декабря международной конвенции в этой области. Совместные действия ЕС предусматривают не только соблюдение международных договоренностей, но и поддержку международных усилий в целях ликвидации противопехотного оружия и последствий его Применения.

 

2.3.2.            Формирование общей политики в сфере внутренних дел и юстиции

 

Сразу же после подписания Амстердамского договора неформальная встреча министров внутренних дел и юстиции в г.Мондорф-ле-Бэн (Mondorf-les-Bains) обсудила перспективы деятельности соответствующего Совета ЕС. Специальная рабочая группа должна решить, какая часть Шенгенского законодательства будет отнесена к первой опоре, а какая – к третьей. Предстоит также определить условия участия в Шенгенском соглашении Великобритании и Ирландии, а также подготовить соглашения об ассоциации с Норвегией и Финляндией.

 

Министры обсудили роль Европарламента в решении вопросов внутренних дел и юстиции. Они также приняли решение по поводу судьбы своего собственного Совета в связи с передачей ряда вопросов внутренних дел (иммиграция, политическое убежище, право вое сотрудничество в гражданских делах) в сферу компетенции Сообщества. Министры постановили оставить целиком за собой ответственность за разработку вверенного им направления политики ЕС, а решения будут приниматься как на уровне Союза, так и в рамках межправительственного сотрудничества. На сессии обсуждался также вопрос о степени готовности стран-кандидатов к вступлению в ЕС с точки зрения положения в сфере правосудия и внутренних дел.

 

В начале ноября вступил в силу регламент о сотрудничестве европейских и развивающихся стран в борьбе с распространением наркотиков. В нем оговариваются условия финансирования Союзом различных акций в данной области.

 

Этот документ появился вовремя, т.к. вскоре был опубликован ежегодный доклад Европейского центра исследования проблем наркомании в Лиссабоне, с весьма неутешительными выводами. Каннабис (гашиш) остается наиболее популярным наркотиком в Европе, за ним идут синтетические вещества, например амфетамин. Число молодых европейцев, потребляющих наркотики, увеличивается. Как отмечает доклад, они не представляют маргинальный, неимущий слой, но, напротив, происходят из обеспеченных, образованных слоев общества. Каннабис потребляет от 10% населения (Франция, Испания и Германия) до 30-40% (Дания). Наибольшую угрозу продолжает являть собой героин, приверженцы именно этого вида наркотика чаще всего бывают инфицированы вирусом СПИДа. В докладе подчеркивается, что информационная кампания о СПИДе способствовала сокращению числа инфицированных.

 

В ноябре Европарламент во время пленарной сессии одобрил доклады о про грамме действий по борьбе с организованной преступностью, о совместных действиях против отмывания денег и других финансовых преступлений. Декабрьская сессия ЕП, обсудив годовые итоги деятельности в области внутренних дел и юстиции, приняла резолюцию о сотрудничестве с Советом и Комиссией. Парламент обратился к Совету с предложением ускорить процесс ратификации конвенции о Европоле.

 

В свете выполнения Программы действий, одобренной Амстердамским саммитом, Совет министров внутренних дел и юстиции на сессии, состоявшейся 4-5 декабря, постановил создать европейскую сеть сотрудничества органов правопорядка государств ЕС для совместных действий по борьбе с организованной преступностью.

 

Состоявшийся 12-13 декабря Европейский совет в Люксембурге отметил прогресс в сфере внутренних дел и юстиции и одобрил готовящееся подписание Конвенции о сотрудничестве таможенных властей государств ЕС. Совет также подчеркнул значение конкретной работы по выполнению про граммы борьбы с организованной преступностью, одобренной Амстердамским саммитом, и обратился с предложением к Совету министров внутренних дел одобрить проект совместных действий против преступных организаций. Было высказано сожаление по поводу затянувшейся ратификации Конвенции о Европоле национальными парламентами. Особое внимание было уделено состоянию дел в борьбе с изготовлением и перевозкой наркотиков из Центральной Азии. В этой связи Совет одобрил проделанную работу по подготовке программы долгосрочного сотрудничества с Россией и другими странами СНГ.

 

Люксембургский саммит призвал Совет министров внутренних дел ускорить подготовку юридической базы для интеграции Шенгенского законодательства в Амстердамский договор, с тем чтобы можно было начать применение этого законодательства с момента вступления в силу нового Договора о Европейском Союзе.

 

В конце октября Италия, а с 1 декабря и Австрия стали восьмой и девятой участницами «шенгенской группы». Италия была вынуждена принять специальный закон о защите и сохранении в тайне сведений о личности, которые подлежат занесению в компьютер. Некоторые страны выражали опасения по поводу участия Италии в «шенгенской группе» в связи с неэффективностью ее иммиграционного законодательства, а также того обстоятельства, что ее морская граница протяженностью в 8 тыс. км может затруднить пограничный контроль. Австрия взяла на себя ответственность за контроль на восточных границах «шенгенского пространства». Для усиления пограничного контроля с Венгрией, Чехией, Словакией и Словенией были потрачены значительные средства. В то же время существуют опасения относительно того, что эти меры окажутся недостаточными и не предотвратят потока нелегальных иммигрантов в ЕС из стран Восточной Европы. Пока Австрия и Италия отменили контроль в аэропортах, полностью же границы будут открыты 31 марта 1998 г.

 

2.3.3.            Деятельность Суда ЕС

 

Основное внимание Суд уделил рассмотрению ряда исков, которые были вызваны действиями некоторых государств-членов, нарушившими, по утверждению истцов, законодательство ЕС касательно единого внутреннего рынка и свободы конкуренции. Не все иски были признаны обоснованными.

 

Своим октябрьским решением под названием «Franzen Judgement» Суд ЕС постановил, что существующая в Швеции государственная монополия на розничную торговлю спиртными напитками законна. По мнению Суда, эта монополия, основанная на критериях, не зависящих от места происхождения товара, не является дискриминационной и не ставит в невыгодное положение импортируемые продукты. Тем не менее положения шведского законодательства, предоставляющие право импортировать алкогольные напитки лишь ограниченному кругу определенных предприятий, препятствуют торговле со странами ЕС и должны быть отменены.

 

Также в октябре Суд ЕС отклонил жалобу Европейской комиссии, направленную против монополии на импорт и экспорт электричества в Испании, Нидерландах и Италии, равно как и против аналогичной монополии на импорт и экспорт газа во Франции. В постановлении, касающемся Испании, Суд объяснил, что Комиссия не доказала самого факта существования монополии. В том что касается других упомянутых государств, Суд признал, что в принципе такого рода монополия создает определенные препятствия, но, как объяснили представители данных государств, для них это является способом управления сектором общественных услуг. Как постановил Суд, в данном случае «Комиссия не приняла во внимание особый характер национальных систем и ограничилась лишь чисто юридической оценкой данных явлений».

 

Согласно еще одному постановлению, правительство Греции должно отменить требование принадлежности к национальному гражданству, предъявляемое к судовладельцам, желающим зарегистрироваться в этой стране. Отмена данного требования должна быть распространена на владельцев любых типов судов. Суд ЕС постановил, что данное условие о национальной принадлежности несовместимо с основными принципами права ЕС, включая запрещение дискриминации, свободу учреждения предприятий и свободное передвижение людей.

 

В ответ на запрос миланского апелляционного суда Суд ЕС заявил, что имеющаяся у правительства Италии с 1949 г. монополия на трудоустройство граждан незаконна. Суд отметил, что государство злоупотребляет своим доминирующим положением, тогда как государственные бюро по трудоустройству явно не способны удовлетворить запросы расширяющегося и дифференцированного рынка труда. Судом установлено, что на практике только 5% от общего числа трудоустройств в Италии приходятся на такие бюро, а остальные 95% и все 100%, если говорить о трудоустройстве высококвалифицированного персонала, осуществляются через полунелегальную сеть негосударственных образований.

 

2.4.            Другие направления деятельности ЕС

 

2.4.1.            Социальная политика

 

Центральным событием в этой сфере деятельности ЕС стала чрезвычайная сессия Европейского совета по проблемам занятости, состоявшаяся 20-21 ноября 1997 г. в Люксембурге. Впервые саммит ЕС собрался для рассмотрения этой острейшей социальной проблемы, и впервые же главами государств и правительств был принят общеевропейский план действий в данной области, для реализации которого решено использовать новые механизмы (см. также раздел 1.1).

 

Подготовка к сессии интенсивно велась все предшествующие месяцы. Ей было полностью посвящено заседание пленарной сессии Европарламента (20-24 октября). В документе «Вклад Европейского парламента в специальный Люксембургский саммит по занятости» отмечено, что ЕП намерен оказать поддержку мероприятию двумя способами: с одной стороны, включив в проект бюджета на 1998 г. сумму в 150 млн.ЭКЮ для развития инициатив в области занятости; с другой – одобрив резолюцию с перечнем мер, которые необходимо рассмотреть для решения проблемы занятости. В их числе: установление критериев социальной конвергенции, обмен опытом успешной практики, новая организация рабочего времени и нетипичных форм занятости, обеспечение интересов молодежи и адаптация на рынке труда различных категорий трудящихся, координация экономической политики государств-членов, заключение «Европейского пакта за взаимную поддержку и солидарность» как дополнения к принятому в Амстердаме Пакту стабильности и роста.

 

В свою очередь, Европейская комиссия 6 октября приняла специальное сообщение «Коммунитарная политика в поддержку занятости», определившее общие задачи и методы, которыми надлежит пользоваться на общеевропейском уровне, а также предусматривающее многосторонний контроль за их выполнением.

 

Чрезвычайно активно проявили себя социальные партнеры и их организации, причем практически во всех случаях они проводили свои мероприятия совместно с европейскими институтами. 12 ноября по инициативе Комиссии в Брюсселе была проведена встреча «Возможный вклад социальных партнеров в саммит 21 ноября», в которой приняли участие Союз промышленников и предпринимателей (ЮНИСЕ), Европейский центр государственных предприятий (СЕЕП), Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКТ), объединения других организаций (кооператоры, общества взаимопомощи и пр.).

 

В ходе подготовки саммита впервые было заключено рамочное соглашение об упорядочении оплаты сельского труда в государствах-членах ЕС.

 

Нововведением стало также создание «социальной тройки», состоящей из трех председателей Европейского совета (бывшего, действующего и будущего) и председателей Европейских социальных партнеров (ЮНИСЕ, СЕЕП, ЕКТ), которая 19 ноября обсудила вопросы, касающиеся предстоящего саммита. По его решению эта «тройка» будет отныне собираться не реже двух раз в год.

 

Результатом работы чрезвычайной сессии Евросовета было соглашение, определившее направления деятельности государств-членов ЕС в 1998 г. в области занятости. Принята общая стратегия в области занятости, основанная на скоординированной макроэкономической политике в рамках единого рынка и опирающаяся на согласованные действия государств-членов, социальных партнеров и институтов ЕС. Предусмотрена система многостороннего контроля за выполнением одобренных мер на коммунитарном и национальном уровнях. В частности, предусмотрено непосредственное участие в таком контроле Европейского совета, который будет ежегодно рассматривать на одной из своих сессий отчетные доклады, подготовленные Комиссией, и материалы заседания «социальной тройки», а также принимать план действий в сфере занятости на следующий год.

 

23 декабря Европарламент одобрил доклад «Парламент в защиту новой организации труда». Была подчеркнута необходимость увеличения роли социального диалога в рамках выполнения существующих программ. ЕП призвал Комиссию представить предложения относительно минимальных норм участия трудящихся в управлении предприятием, их доступа к информации и права на получение консультаций со стороны предпринимателей, а также участия в прибылях. Кроме того, по мнению ЕП, основные правила, касающиеся рабочего времени, должны регулироваться законодательством ЕС и государств-членов, а любые изменения в правил ах должны базироваться на коллективных соглашениях между социальными партнерами.

 

Состоявшийся 15 декабря в Брюсселе Совет ЕС по социальным вопросам принял резолюцию, одобряющую намеченные в Люксембурге основные направления политики занятости, а также три директивы. Одна из них содержит рекомендацию европейским социальным партнерам, заключившим в июле соглашение о неполном рабочем дне, включить в него положение, подтверждающее запрет на любую дискриминацию лиц наемного труда; два других адресованы Великобритании, которая с опозданием присоединилась к социальному соглашению, подписанному ранее остальными 11 государствами-членами, и должна теперь включить в свое законодательство основанные на этом соглашении директивы ЕС в социальной области.

 

2.4.2.            Региональная политика и деятельность Структурных фондов

 

В конце октября Комиссия одобрила Отчет о деятельности Структурных фондов в 1996 г., посвященный в основном ходу выполнения программ, запланированных на период с 1994 по 1999 г.

 

В сообщении от 14 ноября Комиссия конкретизировала содержание программ, призванных стимулировать развитие районов размещения старых отраслей промышленности в 1997-1999 гг.: 48% средств предполагается израсходовать на поддержку роста и конкурентоспособности предприятий, главным образом мелких и средних, 34% – на профессиональное обучение кадров, 12% – на обустройство промышленных зон и деградирующих территорий городов, 6% – на развитие туризма, водного хозяйства и др. Приоритетной целью финансирования названо стимулирование занятости. Всего за три года запланировано создать 880 тыс. новых рабочих мест.

 

Подведены основные итоги деятельности Структурных фондов в Португалии, Ирландии и Северной Ирландии в 1994-1996 гг. Они признаны успешными.

 

К концу 1996 г. в названных регионах было размещено 40% ресурсов фондов, отводимых им на весь текущий программный период (1994-1999 гг.). В Португалии и Ирландии результаты далеко превзошли ожидания. В Северной Ирландии также отмечены положительные результаты, хотя и не столь заметные.

 

В Португалии в течение трех лет действия программ структурной помощи предприятиям ежегодно создавалось по 35 тыс. новых рабочих мест вместо предполагаемых 17 тыс.; программа строительства автомобильных дорог реализована на 74% от всего объема работ, намеченного на период до конца 1999 г.; страна достигла среднего по ЕС показателя обеспеченности населения телефонными аппаратами – 42 на 100 человек (такого результата предполагалось достичь к концу программного периода).

 

В Ирландии ежегодно создавалось 56 тыс. новых рабочих мест вместо 15 тыс. ожидаемых; благодаря высоким темпам экономического роста производство ВВП в расчете на душу населения достигло 90% от среднего по Союзу.

 

2.4.3.            Культура, образование, информация

 

В культурной политике ЕС по-прежнему много внимания уделяется сохранению и реставрации культурного наследия Европы.

 

2 октября 1997 г. Комиссия выделила Италии грант в размере 100 тыс.ЭКЮ, предназначенный для реставрации пострадавших от землетрясения фресок в церкви Св. Франциска Ассизского. Эта помощь поступила через созданный в ЕС Фонд помощи культурному наследию, который ранее уже выделял субсидии на реставрацию памятников культуры в Турине, Венеции, зданий Британского парламента, лицея в Барселоне и т.д.

 

31 октября – 1 ноября 1997 г. Ассоциация европейских городов и регионов по культурному сотрудничеству организовала свою ежегодную встречу в г.Салоники (Греция), европейской культурной столице 1997 г. В ней приняли участие более 200 участников из 100 городов 22 европейских стран. В центре дискуссии были два вопроса – возможность преодоления конфликтов между различными культурами в городах и роль культуры в городах и регионах Европы.

 

«Столица европейской культуры-2001 и роль музыки в Европе» – такова была повестка дня на встрече министров культуры государств-членов ЕС, прошедшей 22 ноября в Брюсселе. В ней участвовали также представители стран ЦВЕ. На роль культурной столицы-2001 претендуют сразу семь городов (Базель, Генуя, Лилль, Порто, Рига, Poттepдaм и Валенсия), причем возникшие разногласия вынудили министров перенести решение на весну 1998 г.

 

Совет ЕС по культуре объявил о начале серии акций в поддержку «музыкальной индустрию», включая содействие музыкальному образованию детей и молодежи, повышению квалификации артистов и других профессионалов музыкального бизнеса, распространению музыки, обмену исполнителями и репертуаром. Совет подчеркнул важность музыки как одного из основных элементов истории и культуры Европы.

 

Образование. Масштаб образовательных и научных про грамм ЕС, рассчитанных на молодежь, растет. В настоящее время ими охвачено более 300 тыс. человек. В начале октября член Европейской комиссии Эдит Крессон, ведающая вопросами образования и молодежи, встретилась со 100 молодыми людьми, принимавшими участие в подобных программах, с тем чтобы ознакомиться с их опытом и обменяться мнениями относительно будущих мероприятий в области образования и научных исследований.

 

При поддержке Комиссии с 18 по 23 октября в европейских школах прошли дни Интернет. В них участвовало более 10 тыс. школ из 15 государств-членов.

 

20 ноября Совет ЕС провел на уровне министров образования встречу по проблемам среднего и высшего образования, на которой также присутствовали их коллеги из стран ЦВЕ.

 

Основные из обсуждавшихся тем таковы: европейское сотрудничество в обеспечении качества высшего образования; направления политики ЕС в области образования, профессионального обучения и проблем молодежи на период 2000-2006 гг.; обучение языкам в раннем возрасте; оценка школьного обучения; борьба против расизма и ксенофобии; основные принципы образования в ЕС.

 

Комиссия одобрила будущую политику ЕС в области образования, профессионального обучения и проблем молодежи, разработанную на период 2000-2006 гг. Она предусматривает несколько основных направлений, в том числе мобильность учеников и учителей, применение новых информационных и коммуникационных технологий, развитие европейского сотрудничества в этих областях, повышение языкового и культурного уровня, пилотные проекты, посвященные внедрению инноваций, и др.

 

2.4.4.            Экологическая политика

 

В конце октября в Брюсселе прошла конференция по реформам налогообложения за пользование природными ресурсами, в которой приняли участие более 80 неправительственных природоохранных организаций. Выступая на конференции, член Европейской комиссии Рит Бьеррегор заявила, что убеждена в «экономической способности» налогов менять отношение к окружающей среде.

 

В преддверии международной конференции по проблемам климата в Киото (8-10 декабря) Р.Бьеррегор подвергла критике позицию администрации США, снизившей под давлением бизнеса, требования к допустимому уровню выбросов в атмосферу. В ходе трехдневной конференции делегация ЕС добилась определенных уступок со стороны США, а также Японии. В итоге было принято следующее решение: 1) сократить квоту выбросов для ЕС на 8%, для стран ЦВЕ – от 5% до 8%, для США – 7%, для Японии и Канады – 6%; 2) стабилизировать выбросы в Новой Зеландии, России и Украине; 3) увеличить лимиты Норвегии (на 1%), Австрии (8%), Исландии (10%).

 

3.            Перспективы расширения ЕС

 

3.1.            Развитие ассоциации с государствами Центральной и Восточной Европы

 

Последний квартал 1997 г. был ознаменован активизацией деятельности ряда институтов ЕС в связи с подготовкой декабрьской сессии Европейского совета в Люксембурге.

 

6 октября в Люксембурге состоялась встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС в рамках Совета по общим вопросам. В ходе встречи были обсуждены темы, посвященные «Повестке дня для 2000 г.» (Agепdа-2000) – официальному документу Европейской комиссии, отражающему ее точку зрения относительно предстоящего расширения ЕС, а также других связанных с этим вопросов. Страны подтвердили свои представления о механизме начала переговоров со странами-кандидатами. Так, Германия, Великобритания и Нидерланды поддержали позицию Комиссии, предложившей начать переговоры с пятью странами-кандидатами из ЦВЕ (Польша, Венгрия, Чехия, Словения и Эстония) по так называемой формуле «5+1». Дания и Португалия высказались в пользу переговоров со всеми странами-кандидатами, за исключением Словакии. Швеция выступила с поддержкой кандидатур Латвии и Литвы. На встрече обсуждалась также роль будущей Европейской конференции (см. раздел 1.1).

 

25 и 26 октября в г.Мондорф-ле-Бэн состоялась неофициальная встреча министров иностранных дел 15 стран-членов ЕС, на которой были еще раз подтверждены позиции стран-членов ЕС в отношение механизма расширения Евросоюза и роли Европейской конференции.

 

Практически все страны ЦВЕ положительно отреагировали на результаты Люксембургского саммита ЕС. Страны, отнесенные ко второй группе, были удовлетворены тем, что, несмотря на принцип дифференциации, все 11 стран-кандидатов рассматриваются как страны с равными возможностями, и переговоры о вступлении могут быть начаты с ними в любой момент.

 

Среди других важных событий следует упомянуть визит члена Комиссии Х.ван ден Брука в Болгарию (16 октября) и в Румынию (17 октября). С болгарским правительством был подписан финансовый меморандум на сумму 20 млн.ЭКЮ на проведение новой программы ФАРЕ в области социальной поддержки. В 1997 г. Болгария получила 310 млн.ЭКЮ в рамках ФАРЕ, а в период с 1990 по 1996 г. ей было предоставлено 540 млн.ЭКЮ на реструктуризацию предприятий, приватизацию, развитие сельского хозяйства и транспорта. Х.ван ден Брук призвал правительства этих стран ускорить подготовку к вступлению в ЕС.

 

Европейская комиссия утвердила программу содействия региональному сотрудничеству между странами бассейна Балтийского моря. Бюджет программы до 1999 г. составляет 46,9 млн.ЭКЮ, из них 24,7 млн. приходится на долю ЕС. В программе участвуют Дания, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь и Россия. Цель программы – развитие инфраструктуры и осуществление различных экологических и туристических проектов.

 

3.2.            Средиземноморское направление

 

В последние месяцы года состоялся ряд мероприятий в рамках про грамм развития евро-средиземноморского сотрудничества. Крупнейшим из них стала 3-я Евро-средиземноморская встреча на высшем уровне по экономическим и социальным вопросам (27-28 ноября, Марокко), продолжившая линию, разработанную на предыдущих форумах в Мадриде (в 1995 г.) и в Париже (в 1996 г.). Были рассмотрены три группы вопросов: проблемы сотрудничества в водоснабжении – обмен информацией и опытом; роль мелких и средних предприятий в развитии Средиземноморья – пути повышения их конкурентоспособности, их место в системе мировой торговли, усовершенствование соответствующего законодательства; роль социальных партнеров в экономическом развитии, углубление социального диалога. Помимо всего прочего, в заключительном документе рекомендуются меры, необходимые для создания зоны свободной торговли и интеграционного пространства. Следующая встреча намечена на сентябрь 1998 г. в Лиссабоне.

 

Научному осмыслению евро-средиземноморского процесса была посвящена генеральная конференция Еуромеско – организации, созданной в соответствии с решениями Барселонской конференции и объединяющей исследовательские центры 27 стран. Собравшись в октябре в Тунисе, руководители этих центров обсудили тему «Экономическая интеграция, сотрудничество в сфере безопасности в Евро-средиземноморском регионе», создали рабочие группы, которые займутся дальнейшим изучением этой проблематики. Председателем следующей генеральной ассамблеи, которая состоится в 1998 г. в Лондоне, избран представитель Испании.

 

Планы деятельности в рамках евро-средиземноморского сотрудничества на 1998 г. обсуждались комитетом старших должностных лиц 27 стран-участниц Барселонского процесса. В числе новых направлений, которым решено уделить большое внимание, – создание евро-средиземноморской системы предупреждения стихийных бедствий. Намечено проведение конференций по данной проблеме и ряду других актуальных вопросов развития и сотрудничества стран данного региона. Достигнута договоренность о проведении встречи министров иностранных дел в июне 1998 г.

 

Однако в ходе осуществления ранее принятых решений дают о себе знать противоречия, особенно между группой арабских стран и государствами-членами ЕС из-за различий в подходе к действиям Израиля на Ближнем Востоке. По этой причине так и не были приняты решения относительно Хартии мира и стабильности, мер по обеспечению безопасности, борьбы с терроризмом и торговлей наркотиками и т.д. По той же причине не состоялась конференция министров промышленности, которую пришлось отменить за неделю до объявленного открытия 30 октября в Марокко. Отношения между ЕС и Алжиром осложнились из-за разгула терроризма и внутренней нестабильности в этой стране.

 

Продолжается подготовка к переговорам о приеме Кипра в ЕС, которые должны начаться в апреле 1998 г. Идет активный поиск формулы, которая позволила бы туркам-киприотам участвовать в переговорах и устроила бы все заинтересованные стороны.

 

4.         ЕС и внешний мир

 

4.1.            Отношения с Россией

 

1 декабря, день в день с вступлением в силу СПС, открылось учредительное заседание предусмотренного этим Соглашением Комитета парламентского сотрудничества, в состав которого вошли депутаты Европарламента и обеих палат Федерального Собрания России. Была принята рекомендация в адрес Комиссии и Совета ЕС как можно быстрее исключить Россию из списка стран с «нерыночной» экономикой и отреагировать на ее «обеспокоенность» в связи с применяемыми против ее промышленного экспорта антидемпинговыми процедурами. На заседании были обсуждены некоторые вопросы практической реализации СПС и ряд других тем.

 

Разногласия по поводу антидемпинговой политики ЕС в очередной раз обострились двумя неделями раньше, когда Совет ЕС принял решение о введении антидемпинговой пошлины в размере 26,8% на экспортируемые Россией бесшовные трубы. Как говорится, «соли на рану» добавило то, что введение антидемпинговых пошлин на такую же продукцию, экспортируемую Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией и Чешской Республикой, отложено до тех пор, пока эти страны не превысят установленные для них количественные квоты. Таким образом, Россия оказалась единственной пострадавшей страной. Заместитель главы Представительства России в ЕС И.Д.Иванов отметил в своем заявлении, что предложение Комиссии ЕС ввести в России государственное лицензирование на экспорт таких труб означало бы шаг назад во внешнеторговой практике и противоречило бы как российскому законодательству, так и международным обязательствам страны.

 

Первым реальным сдвигом в позиции ЕС можно считать объявленное в середине декабря предложение Комиссии модифицировать антидемпинговую политику в отношении России и Китая, исключив их из списка стран с «нерыночной» экономикой. В соответствии с этим предложением вопрос о применении антидемпинговых процедур против России и Китая будет решаться на основе анализа информации о ценообразовании в этих странах, а не путем их сравнения с «похожими странами» с рыночной экономикой. При этом объектом анализа будет не весь экспорт определенного промышленного товара, а продукция конкретных предприятий-экспортеров. (К сожалению, на состоявшемся в январе 1998 г. заседании Совета ЕС эта рекомендация была отвергнута.)

 

Из совместных практических инициатив, направленных на развитие экономического сотрудничества, следует отметить «круглый стол» промышленников России и стран ЕС, посвященный проблемам иностранных инвестиций в российскую экономику (начало октября, Москва). Фактически обсуждение охватило самый широкий круг вопросов – от дискуссии по поводу того, насколько Россия продвинулась к рыночной экономике, до оценки перспектив совместной инвестиционной деятельности в отдельных отраслях. Следующий «круглый стол» намечено провести в мае 1998 г.

 

В декабре начата работа в рамках исследовательского проекта, цель которого состоит в разработке технических условий синхронизации электроэнергетических систем стран Западной и Восточной Европы. В проекте, финансируемом ЕС и рассчитанном на пять лет, участвуют представители трансъевропейской синхронно работающей энергосистемы (TESIC) и энергосистем Беларуси, Молдовы, России и Украины.

 

Несмотря на то что степень риска для иностранных инвесторов в России остается очень высокой, стабилизация ее экономики начинает оказывать на них стимулирующее воздействие. В последнем квартале был подписан ряд масштабных соглашений между российскими и крупнейшими западноевропейскими компаниями: в октябре – с компанией «Рено» о совместном производстве легковых автомобилей на московском предприятии АЗЛК; в ноябре – о совместной добыче нефти компаниями «Газпром» И «Ройял Датч Шелл» и подписанное двумя днями позже соглашение ОНЕКСИМбанк – «Бритиш Петролеум» о сотрудничестве в нефтедобыче на базе российской компании «Сиданко»; в декабре – о создании компаниями ГАЗ и «Фиат» совместного производства легковых автомашин среднего класса в Нижнем Новгороде и, наконец, соглашение между крупнейшим российским ракетостроительным объединением «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», французской компанией «Матра Маркони спейс» и немецкой компанией «Даза» о создании охватывающей Европу и Россию космической системы мониторинга природной среды в. режиме реального времени. Перечисленные соглашения, которые предусматривают многомиллиардные инвестиции в российскую экономику, могут стать началом реального поворота западноевропейского крупного бизнеса к деловому сотрудничеству с Россией.

 

4.2.            Отношения с другими странами СНГ

 

В ноябре Европейская комиссия опубликовала очередной ежегодный доклад об осуществлении программы ТАСИС в 1996 г. В нем отмечается, что на реализацию одобренных проектов было выделено 536 млн.ЭКЮ, в том числе 133 млн. – России, 76 млн. – Украине. В докладе подчеркивается, что программа ТАСИС стала частью «стратегического механизма», действующего в рамках соглашений о партнерстве и сотрудничестве, подписанных со всеми странами Содружества, за исключением Таджикистана и Туркменистана (из них вступило в силу только соглашение с Россией. – Прим.ред.). Характеризуя перспективы ТАСИС, авторы доклада отмечают, что во второй половине 1997 г. были одобрены четырехлетние индикативные программы для всех стран СНГ, за исключением Беларуси, а также годовые программы для России и Украины и двухлетние программы для Азербайджана, Армении, Грузии и Узбекистана. Важнейшей задачей ЕС остается повышение эффективности этих программ – преодоление разрыва между их принятием и реализацией конкретных проектов, упрощение и ускорение формальных процедур, повышение роли местных администраций в оценке и отборе проектов, своевременное выделение средств на их осуществление.

 

В начале декабря Комиссия организовала в Брюсселе очередную конференцию по проекту ИНОГЕЙТ (INOGATE), цель которого состоит в содействии развитию сети нефте- и газопроводов, связывающих азиатские и закавказские страны СНГ с европейскими потребителями (см. также № 6, октябрь-декабрь 1996 г.; №9, апрель-июнь 1997 г.). Приоритетной задачей на 1998 г. объявлено привлечение инвестиций в этот сектор экономики.

 

В сфере двусторонних отношений между ЕС и отдельными государствами-членами Содружества последний квартал был небогат событиями. В ноябре Совет ЕС принял решение предоставить экстраординарную финансовую помощь Армении и Грузии. Общий размер помощи составит 170 млн.ЭКЮ в течение 15 лет, в том числе 27 млн. в 1997-1998 гг. В решении оговаривается, что средства будут представлены только при условии выполнения обеими странами всех своих обязательств перед ЕС и дальнейшего осуществления программы реформ, согласованной с МВФ. В конце декабря Комиссия установила квоту на импорт листовой стали из Казахстана. Система квот на изделия из стали будет действовать вплоть до заключения общего соглашения по стали.

 

4.3.            Отношения со странами Западного полушария и АТР

 

Взаимоотношения ЕС-США в рассматриваемый период развивались в основном в русле ранее сформулированной Трансатлантической повестки дня. 5 ноября в Брюсселе состоялась очередная полугодичная встреча ЕС-США по проблемам трансатлантической торговли. Стороны в целом позитивно оценили состояние торговых отношений.

 

Среди проблем, омрачающих экономические связи ЕС-США, стороны упомянули зашедший в тупик спор об экстерриториальных нормах американского законодательства, а также обоюдно практикуемые импортные ограничения. Так, ЕС по соображениям санитарной безопасности ограничил импорт американской фармацевтической и косметической продукции и планирует ввести эмбарго на ввоз свежего мяса из США, если соответствующие американские стандарты не будут ужесточены в полугодовой срок. В свою очередь, США ввели эмбарго на импорт говядины из ЕС и обвиняют последний в несоблюдении принятого в рамках ВТО обязательства сократить компенсационное субсидирование для экспортеров некоторых видов сыра. Еще один спор связан с отказом Вашингтона от немедленного присоединения к соглашению о запрете применения негуманных ногозахватных капканов на пушного зверя (подписано ЕС, Канадой и Россией 15 декабря 1997 г.) и угрозой введения эмбарго ЕС на ввоз пушнины из США. 18 ноября Комиссия подала жалобу в ВТО на американскую систему субсидирования экспорта через т.н. «корпорации зарубежных продаж» (Foreign Sales Corporations) в нарушение многостороннего соглашения о субсидиях и компенсациях. Большинство указанных американских корпораций зарегистрировано в беспошлинных зонах Карибского моря, что освобождает их от уплаты как американского, так и местного налога на прибыль.

 

5 декабря в Вашингтоне состоялась очередная полугодовая встреча ЕС-США на высшем уровне. Стороны подписали Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Рассчитанное на пятилетний срок, оно предполагает проведение совместных исследований в области экологии, биомедицины и здравоохранения, сельского хозяйства, энергетики, информационных технологий и коммуникаций, биотехнологии, транспорта, социологии, организации НИОКР, подготовки и мобильности научных кадров. В ходе саммита были также подписаны декларации о принципах торговли электронной техникой, о сотрудничестве в деле унификации торговых стандартов и т.д. Стороны договорились также о разработке:

 

- новой совместной программы поддержки реформ в Украине;

 

- долгосрочной стратегии демократизации Боснии и Герцеговины;

 

- информационного проекта в рамках борьбы с торговлей женщинами.

 

4 декабря в Оттаве состоялась евро-канадская встреча в верхах. Стороны подписали соглашение о сотрудничестве таможенных служб, а также обсудили проблемы двусторонней и мировой торговли. Канадская сторона в очередной раз высказала озабоченность в связи с немотивированными, с ее точки зрения, ограничениями на ввоз в ЕС вина, зерна, жиров и иной сельхозпродукции из Канады. Стороны заявили о намерении провести совместное исследование этой проблемы.

 

Рассматриваемый период ознаменовался интенсивным диалогом ЕС со странами Латинской Америки. В середине октября состоялся визит в ЕС Ф.Аларкона, Президента Эквадора и главы ex officio Андского президентского совета. Были подписаны две программы регионального сотрудничества ЕС и Андского сообщества (АС) в области стандартов качества и взаимодействия таможенных служб. Стороны обсудили состояние двусторонней торговли (в 1996 г. – 11 млрд.ЭКЮ) и проблему изменения действующего в ЕС режима импорта бананов, осуждаемого ВТО и неприемлемого для АС. Были заключены рамочное соглашение о займах между Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Эквадором, а также соглашение о займе ЕИБ размером в 40 млн.ЭКЮ для Андской корпорации развития. На первом заседании Совместного подкомитета ЕС-АС по вопросам торговли и промышленности были подведены итоги функционирования Общей системы преференций и увязанного с этим снижения тарифов ЕС: за последние два года около 80% экспорта АС в ЕС прошло беспошлинно; отмечена недостаточная диверсифицированность экспорта АС (на 10 наименований продукции приходится 60% экспортного потока).

 

29 октября вступило в силу соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики между Аргентиной и Евратомом (подписано 11 июня 1997 г.). В начале ноября состоялось заседание Совместного комитета ЕС-Аргентина, а также совместного подкомитета по промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Стороны обсудили проекты сотрудничества в экономике и социальной сфере. Были также обсуждены проблемы роста дефицита Аргентины в двусторонней торговле, нового режима импорта цитрусовых в ЕС, а также аргентинских ввозных пошлин на текстиль.

 

В начале декабря ЕС и Чили подписали соглашение о сотрудничестве таможенных служб в деле контроля за химическими веществами, используемыми при производстве наркотиков (аналогичные соглашения ЕС уже подписал с АС в 1995 г. и с Мексикой в 1997 г.).

 

8 декабря ЕС и Мексика подписали т.н. «глобальное» Соглашение об экономическом партнерстве, политической координации, сотрудничестве, а также Временное соглашение. Подписание стало плодом трудного компромисса. Глобальное соглашение рассчитано на тридцатилетний период действия и предусматривает, в частности, либерализацию торговли товарами и услугами, конкретные параметры которой еще предстоит согласовать. Временное соглашение учреждает переговорный механизм для реализации заложенного в глобальном соглашении потенциала. Последнее вступает в силу только после урегулирования всех проблем в рамках механизма Временного соглашения. Собственно же торговые переговоры, равно как и сотрудничество в сфере инвестиций, будут инициированы только после вступления в силу глобального соглашения, т.е. не ранее 2000 г.

 

Интенсивно развиваются контакты в рамках Азиатско-европейских встреч (ASEM). 27 сентября близ Токио открылась встреча EC-ASEM (страны АСЕАН, КНР, Япония, Южная Корея) на уровне министров экономики, посвященная проблемам стимулирования инвестиций и снятия торговых барьеров между ЕС и азиатскими государствами. Стороны констатировали, что за 10 лет торговый оборот EC-ASEM возрос на 257% (при общем росте товарооборота на 143%). В качестве мер, необходимых для дальнейшего роста, были названы: более тесное взаимодействие производителей, совершенствование корпоративного законодательства, стабильный экономический рост.

 

Стороны приступили к разработке Плана действий в целях облегчения торговли.

 

30-31 октября в Люксембурге прошла встреча старших должностных лиц ASEM, на которой была обсуждена повестка дня второго саммита ASEM, намеченного на апрель 1998 г. в Лондоне, и ход его подготовки. Стороны решили создать «группу перспективного планированию», в задачу которой войдет определение приоритетов на десятилетний срок в области политического диалога, экономического, культурного и социального сотрудничества.

 

Продолжен японо-европейский диалог по торгово-экономическим вопросам. С 16 по 20 октября в Брюсселе проходил четвертый «круглый стол» промышленников ЕС-Япония. Стороны высказались в пользу:

 

- скорейшего заключения соглашения о взаимном признании в области технической сертификации и стандартизации по образцу уже имеющегося соглашения ЕС-США;

 

- скорейшего принятия КНР в ВТО;

 

- ускорения дерегулирования рынков ЕС и Японии на взаимной основе.

 

Активно развиваются отношения ЕС с КНР. 14 октября начался визит в Пекин заместителя председателя Комиссии Леона Бриттена. ЕС поддерживает заявку КНР на членство в ВТО при условии, что Китай откроет европейским производителям доступ на свой внутренний рынок. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере торгово-экономического сотрудничества. Среди приоритетных областей последнего – поддержка социально-экономических реформ, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество и др.

 

4.4.            Отношения со странами Азии и Африки

 

Как и прежде, основной темой встреч представителей стран ЕС и АКТ была судьба их отношений по истечении срока действия IV Ломейской конференции.

 

В конце октября КЕС представила прессе основные направления сотрудничества ЕС-АКТ до 2000 г. Эта тема обсуждалась также на 25-й сессии Совместной парламентской ассамблеи стран ЕС-АКТ 27-30 октября в Ломе. Было предложено усилить политический аспект отношений, обсудить новую концепцию экономического партнерства, придерживаться большей степени дифференциации по географическому признаку, не нарушая целостности группы АКТ, способствовать развитию и повышению конкурентоспособности частного сектора.

 

Время работы Совместной ассамблеи совпало с очередными переговорами между ЕС и ЮАР в Претории о будущем соглашении о торговле и развитии. Впервые в процессе переговоров стороны представили детально разработанный план постепенной либерализации торговли. Совместная ассамблея приняла резолюцию в поддержку процесса переговоров.

 

6-7 ноября в Либревиле (Габон) состоялся саммит глав государств и правительств стран АКТ с участием представителей ЕС В принятой саммитом Либревильской декларации, призывающей укрепить экономическое и политическое единство стран АКТ, подчеркнуто, что при выработке нового документа о сотрудничестве АКТ-ЕС необходимо сохранить систему отношений, сложившуюся в рамках Ломейских конвенций. К такому же выводу пришли министры иностранных дел ЕС в Брюсселе 10 ноября, подчеркнув, что новое Соглашение о сотрудничестве должно усилить его политический аспект.

 

 

--------------------------------------------------------------------

 

Авторы обзора – д.э.н. Борко Ю.А. (руководитель), к.э.н. Бороздин И.И., к.э.н. Буторина О.В., Быховский С.В., к.и.н. Данилов Д.А., Кавешников Н.Н., к.и.н. Каргалова М.В., д.и.н. Ковальский Н.А., к.ю.н. Кривых О.В., Мирошниченко Н.Б., Пескова Л.В., к.и.н. Потемкина О.Ю., к.и.н. Стрежнева М.В., д.э.н. Шемятенков В.Г.

 

 

Отв. за информационное обеспечение – Тяжелова В.В.

 

Техническое редактирование – Шарапова-Антонова К.Ю., Фролова Т.В. 

 



[1] Действующая Европейская валютная система (ЕВС) создана в 1979 г. С момента введения евро ее заменит ЕВС-2. – Прим. ред.

[2] Согласно Амстердамскому договору, это название сохранено для той сферы деятельности Евросоюза, которая определена договорами, учредившими в 50-e годы три сообщества – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. – Прим. ред.



17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...

21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...

15/03/2017

Conférence #7_ Cycle Rendez-vous d'Europe 2017 le 20 mars sur « Brexit : quel impact pour le secteur agroalimentaire? » (rectificatif date)

Dans le cadre du Cycle de conférences "Rendez-vous d'Europe" : "Quel projet européen a l’heure du Brexit ?",...

15/03/2017

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque sur « Le partenariat UE-ASEAN face aux partenariats concurrents,,des puissances...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100