Россия и Европейский союз: близкие соседи или добрые друзья? Уржумцев А., Московский государственный университет

Россия и Европейский союз: близкие соседи или добрые друзья?

После 1 мая 2004 года – даты вступления в Европейский союз новых членов – граница России со странами Балтии превращается в границу с ЕС. Однако этого географического сближения недостаточно для того, чтобы отношения России и ЕС стали по-настоящему дружескими. Несмотря на столь близкое соседство, очень велики идеологические противоречия. Это серьезный барьер, устранение которого зависит и от Москвы, и от Брюсселя.
Партнерство, о приверженности которому не раз говорили в России и в Евросоюзе, пока не обрело прочную основу. Иллюстрация этого - тон дискуссии по поводу распространения на новых членов ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного Москвой и Брюсселем в 1997 году. Руководство Евросоюза настаивает на автоматическом присоединении вступивших в ЕС стран к этому договору. Однако Москва, опасаясь негативного влияния на российскую экономику, добивается пересмотра существующего соглашения с учетом сложившихся торговых потоков между Россией и приглашенными в Евросоюз странами.
В этой связи Россия предъявила ЕС список из 14 требований, настаивая, в частности, на торговых уступках, поддержке Брюсселем вступления России во Всемирную торговую организацию, большем участии в принятии решений внутри ЕС. В ответ Москва получила жесткое заявление, принятое на встрече глав МИД стран ЕС в Брюсселе. Евросоюз выдвинул собственные требования к России. Среди них соблюдение прав человека и принципов верховенства права, нормализация ситуации в Чечне, либерализация газового сектора и ратификация Киотского протокола о защите окружающей среды. Тон заявления определило прозвучавшее в нем предупреждение о серьезных последствиях для России, если она будет препятствовать автоматическому распространению соглашения о сотрудничестве на новых членов ЕС. Более того, в документе высказано сомнение в способности России отстаивать основные европейские ценности.
Показательно, что в списке Евросоюза преобладают политические требования. Жесткая позиция, которую занял Брюссель, обусловлена прежде всего идеологическими разногласиями между Россией и ЕС. Единая Европа находит немало свидетельств того, что Россия отклоняется от демократического пути развития. Евросоюз настораживают условия проведения парламентских и президентских выборов в России, усиление государственного контроля над средствами массовой информации, ситуация в Чечне, система принятия политических решений внутри страны. Все это, по мнению европейских наблюдателей, не вяжется с декларациями Кремля о приверженности демократии и ощутимо ухудшает климат взаимоотношений России и ЕС. С другой стороны, сейчас Россия стала стабильнее, чему не могут не порадоваться в Брюсселе. Экономика страны растет, повышается уровень жизни граждан. Во внешней политике Москва, пожалуй, стала более предсказуемым и конструктивным собеседником.
Россия - и европейская, и азиатская страна. Эта двойственность существует не только в географии, но и в политике. Европейским требованиям качество российской демократии сейчас не отвечает. В настоящий момент Россия вполне может встать на путь развития по азиатской модели государства с растущей экономикой и авторитарным режимом. В то же время Россия позиционирует себя как европейскую державу. Российский президент Владимир Путин дает понять, что отношения с Единой Европой будут приоритетом внешней политики его второго срока. Один из таких сигналов Кремля – назначение на пост главы правительства бывшего представителя России при Евросоюзе Михаила Фрадкова. В этом же контексте может рассматриваться и назначение министром иностранных дел Сергея Лаврова: бывший посол России при ООН твердо отстаивал перед лицом США поддержанную Германией и Францией позицию в иракском вопросе. Американоцентризм российской внешней политики, похоже, уходит в прошлое, несмотря на провозглашенное сотрудничество Москвы и Вашингтона в борьбе с международным терроризмом. Европа для России более естественный партнер, чем США. Следует учесть, что на ЕС после его расширения будет приходится половина российского товарооборота. Брюссель и Москва должны совместно создавать предпосылки для появления единого экономического пространства, выгодного для обеих сторон.
Евросоюз заинтересован в хороших взаимоотношениях не меньше Москвы. Россия необходима ЕС для построения многополярного мира. Огромная территория и значительный демографический вес, колоссальные природные ресурсы, арсеналы ядерного оружия – все это позволяет России играть важную роль в сохранении равновесия в международных отношениях. Таким образом, несмотря на потерю статуса сверхдержавы с распадом СССР, Россия по-прежнему обладает влиянием, которым не может пренебречь Евросоюз. Безусловно, ЕС нужно, чтобы Россия была его полноценным союзником. Это трудно представить при ее откате к авторитаризму.
России следует помочь интегрироваться в сообщество европейских наций, и Брюссель вне всяких сомнений должен настаивать на улучшении качества российской демократии. Однако важно понять, что бичевать Москву резкой критикой и заявлениями ультимативного характера – опасный дипломатический метод. Проблемы России ни в коем случае нельзя использовать как рычаг давления на нее. Вместо этого следует проявить большую творческую активность в поиске их решения. Жесткое давление будет иметь обратный результат, способствуя усилению в России чувства обиды. В конечном итоге, это на руку авторитарному и националистическому лобби в Москве. Россию ни в коем случае не следует подталкивать к тому, чтобы вновь отгородиться от мира. Это повлекло бы катастрофические последствия как для самой России, так и для ЕС и всего мирового сообщества. Евросоюзу нужно мягче стимулировать Москву в построении демократии, эта политика должна строиться прежде всего на уважении. Она должна быть основана на стратегическом расчете с учетом важности России в системе международных отношений.
Кроме того, Единой Европе необходимо обрести единый голос в отношениях с Россией. Характерный пример разноголосицы в Евросоюзе - вызвавшая скандал поддержка, которую в июне 2003 года итальянский президент Сильвио Берлускони оказал Владимиру Путину в чеченском вопросе. Также налицо разница дипломатических подходов Еврокомиссии, с одной стороны, и Берлина и Парижа, с другой. Германский канцлер Герхард Шредер и французский президент Жак Ширак стали одними из первых мировых лидеров, лично поздравивших В.Путина с переизбранием на второй срок. Их краткие визиты в Россию в начале апреля продемонстрировали, что хорошим отношениям с Москвой не помешала критика в адрес России со стороны Европейской комиссии и ОБСЕ. Безусловно, Европейский союз должен придать более последовательный характер своим отношениям с Москвой. Это и России пошло бы на пользу, несмотря на сужение поля для маневров российской дипломатии. При этом Еврокомиссии следовало бы взять на вооружение дипломатические методы Германии и Франции, в которых больше дружеского уважения.
Очевидно, что и Россия, и Европейский союз не должны довольствоваться простым соседством. Залог их эффективного сотрудничества - атмосфера доброй дружбы. Это атмосфера взаимопонимания, честности, открытости и прозрачности друг для друга. Ее достижение зависит от того, сумеет ли Россия принять европейские демократические ценности, и сможет ли Евросоюз лучше понимать своего большого соседа.

Андрей Уржумцев
Студент пятого курса международного отделения факультета журналистики МГУ
e-mail:


21/04/2017

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа 60 лет спустя"

Баренц Центр ЕС приглашает к участию в научной конференции "Римский договор: Европа...

15/03/2017

Conférence #7_ Cycle Rendez-vous d'Europe 2017 le 20 mars sur « Brexit : quel impact pour le secteur agroalimentaire? » (rectificatif date)

Dans le cadre du Cycle de conférences "Rendez-vous d'Europe" : "Quel projet européen a l’heure du Brexit ?",...

15/03/2017

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque

INFO GIS-CEJM de Rennes : appel а contributions pour le colloque sur « Le partenariat UE-ASEAN face aux partenariats concurrents,,des puissances...

15/03/2017

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'

Call for papers: "TTIP and Beyond, Negotiating and implementing EU’s Free Trade Agreements in an uncertain environment'.   The...

15/03/2017

Cовместный семинар по советской истории ЦФРИ-ГИИМ

Дорогие коллеги! Приглашаем вас на семинар по советской истории, организованный...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100