ВЫПУСК 6: ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1996 г.

 

ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ                                           АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК                              ИССЛЕДОВАНИЙ (АЕВИС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

 

 

 

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСК 6:

 

 

 

ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1996 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Под редакцией:

Борко Ю.А.

 

 

 

Журкина В.В.

 

 

 

Шемятенкова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, январь 1997


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

1.        Заседания высших органов ЕС и принятые ими документы общего характера

1.1.            Межправительственная конференция – 96

1.2.            Европейский совет

1.3.            Европейский парламент

2.        Углубление интеграции в рамках ЕС

            2.1.            Строительство экономического и валютного союза

            2.2.            Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС

            2.3.            Институциональное развитие и строительство политического союза

                        2.3.1.   Формирование механизма общей внешней политики и политики

                                    безопасности (ОВППБ)

2.3.2.     Формирование механизма общей политики в сфере внутренних дел и юстиции. Политика в сфере пограничного контроля и иммиграции

2.4.            Другие направления деятельности ЕС

2.4.1.      Социальное измерение интеграции и социальная политика

2.4.2.      Научно-техническая политика

2.4.3.      Региональная политика и деятельность Структурных фондов

2.4.4.      Культура, образование, информация

3.        Расширение ЕС

3.1.           Развитие ассоциации с государствами Центральной и Восточной Европы

3.2.           Средиземноморское направление

4.         ЕС и внешний мир

4.1.      Отношения с Россией. Проблемы реализации Соглашения о

партнерстве и сотрудничестве

4.2.      Отношения с другими странами СНГ

4.3.      Отношения с США и Латинской Америкой

4.4.           Отношения со странами Азии и Африки

 

 

 


1.            Заседания высших органов ЕС и принятые ими документы общего характера

 

 

 

1.1.            Межправительственная конференция и институциональные вопросы. Сессии Евросовета, состоявшиеся в Дублине 5 октября и 13-14 декабря, подтвердили, что Межправительственная конференция (МПК-96) по пересмотру основополагающих договоров ЕС должна завершиться в июне 1997 г. Выдержать эти сроки необходимо, так как в противном случае ратификация договорных изменений совпадает по времени с принятием решения о том, кто из участников ЕС войдет в первую группу членов Экономического и валютного союза. В Брюсселе предпочитают решать каждую из этих нелегких задач по очереди. Кроме того, лишь после завершения МПК и в соответствии с ее итогами начнется рассмотрение заявок на членство в ЕС, поступивших от Кипра, Мальты, семи стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и трех балтийских государств.

 

 

 

В завершающем квартале 1996 г. основное внимание участников конференции привлекли к себе обобщающий документ, подготовленный ирландской делегацией, и совместное письмо, которое германский канцлер Г.Коль и французский президент Ж.Ширак направили премьер-министру Ирландии Дж.Бретону как очередному председателю МПК. Ирландский документ вызвал противоречивую реакцию. С одной стороны, ряд правительств и руководство КЕС заявили, что он является хорошей основой для продолжения переговоров в следующие шесть месяцев. С другой стороны, французы подвергли тот же самый текст разгромной критике, назвав его «убогим».

 

 

 

Следует признать, что документ действительно дает повод для разочарования, поскольку в нем не нашли разрешения самые животрепещущие институциональные проблемы, такие как определение будущего количества членов Комиссии (предстоящее расширение ЕС вынуждает отказаться от практики, согласно которой сейчас в состав Комиссии входит по крайней мере по одному представителю от каждой страны-участницы), роль Европейского парламента (расширение его законодательных функций), механизм голосования в Совете министров (дальнейшее распространение принципа голосования большинством голосов и перераспределение голосов между отдельными странами ЕС, с тем чтобы гарантировать крупнейшим странам сохранение их позиций после вступления в Союз очередной группы так называемых малых государств) и изменения в функционировании Евросуда. Ирландский документ откладывает их решение буквально до момента завершения конференции, уделяя главное внимание проблемам личной безопасности граждан, а следовательно борьбе с организованной преступностью, наркоторговлей, терроризмом и нелегальной иммиграцией. По предположениям составителей доклада, именно эти вопросы волнуют рядовых европейцев в первую очередь, и от способности Союза решать их будет зависеть доверие к нему европейских граждан.

 

 

 

Ирландский документ подтверждает, что нынешняя МПК не внесет в жизнь ЕС радикальных изменений. Симптоматично, что некоторые из руководителей стран Союза, в частности Г.Коль, уже сейчас говорят о том, что через десяток лет для решения все тех же вопросов может потребоваться новая конференция. Никто не скрывает: сейчас непреодолимым препятствием для укрепления наднационального механизма ЕС, что повысило бы эффективность совместно принимаемых решений, остается устойчивое недоверие к нему в ряде стран-участниц (особенно в Великобритании, Дании). Поэтому сохраняется большая опасность, что слишком амбициозный новый договор не прошел бы ратификацию в некоторых национальных парламентах или провалился бы в случае его вынесения на национальный референдум.

 

 

 

Последовательным противником наднациональности выступает британское консервативное правительство. Оно же не поддерживает таких нововведений как включение в договор главы о занятости (по заявлениям Дж.Мэйджора, декларации на этот счет не создадут ни одного рабочего места) либо передача в ведение институтов ЕС вопросов внутренней политики и юстиции (так называемая «третья опора»). Расчеты на то, что в случае прихода к власти лейбористов (выборы в Англии состоятся не позднее мая 1997 г.) британская оппозиция углубленному развитию ЕС существенно смягчится, безосновательны, поскольку любое будущее британское правительство будет связано в своих действиях категорическим нежеланием нации поступаться ради интеграции символами национального суверенитета.

 

 

 

Учитывая это, некоторые страны ЕС, нацеленные на углубление интеграции, в первую очередь Германия и Франция, прорабатывают сейчас различные варианты продвижения вперед в ограниченном составе. В этом плане франко-германская инициатива, согласованная на встрече руководителей двух стран в Нюрнберге 9 декабря и нашедшая отражение в их письме Дж.Бертону, независимо от ее конкретного содержания (а в нее вошли достаточно радикальные предложения по основным институциональным вопросам и программа развития интеграции во внешнеполитической сфере), многозначительна: по сути, Франция и Германия посылают партнерам по интеграционному объединению сигналы о том, что они намерены идти на углубленную интеграцию независимо от готовности остальных последовать их примеру.

 

 

 

По единодушному мнению наблюдателей, МПК не в состоянии принять решение, допускающее или, наоборот, запрещающее подобные планы. Тем не менее в связи с означенной инициативой так или иначе возникает вопрос о том, будет ли подобный вариант углубленной интеграции реализовываться в рамках ЕС или вне таковых. Германия, в частности, хотела бы включить в рамки Договора о Европейском Союзе Шенгенское соглашение 1985 г. о пограничном контроле. Ею же был поднят вопрос о том, чтобы включить в будущий договор Петерсбергские соглашения 1992 г., предусматривающие совместные миротворческие действия государств-членов Западноевропейского Союза (ЗЕС).

 

 

 

Естественно предположить, что сотрудничество отдельных групп членов Союза вне его договорных рамок, элементы которого уже имеют место в отношении внутренних и внешних аспектов безопасности, в конечном счете приведет к подрыву сплоченности ЕС. С другой стороны, принятие какого-то варианта дифференцированной интеграции, при котором ограниченная группа стран пойдет на создание наднационального экономического и политического союза, а более многочисленная группа «попутчиков» застрянет на нынешней ступени европейской интеграции, потребует перестройки всей системы институтов, к чему МПК даже не подступалась. Повисшие в воздухе вопросы цепляются один за другой и ведут к нагнетанию нервозности. Ее признаки уже проявились в поведении бельгийской делегации, которая ясно дала знать на конференции, что уступок от Бельгии при перераспределении голосов в Совете министров и изменении состава Европейской комиссии можно ожидать только в том случае, если твердо обозначится наднациональная перспектива ЕС (будь то в ограниченном или полном составе). Если же Союз и далее останется преимущественно межгосударственным объединением, нелогично требовать от Бельгии (как и от других малых стран ЕС) добровольного согласия на уменьшение ее веса в Совете в пользу крупнейших стран и добровольного отказа от гарантированного присутствия в Комиссии каждого состава одного бельгийца.

 

 

 

Что еще более существенно, бельгийские представители откровенно заявляют о том, что при недостатке прогресса на МПК они сочтут невозможным для себя участвовать в переговорах о присоединении к Союзу новых членов. Остается предположить, что только исключительная деликатность ситуации, обусловленная тем, что вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС рассматривается как важнейшее средство укрепления их демократических режимов, удерживает других участников ЕС от аналогичных заявлений.

 

 

 

1.2.            Европейский совет. Вялый ход межправительственной конференции и приближение сроков ее завершения побудили глав государств и правительств провести внеочередное заседание Евросовета, которое состоял ось 5 октября 1996 г. в Дублине. Было решено обязательно завершить работу Межправительственной конференции до 14 июня 1997 г., когда в Амстердаме должен состояться очередной саммит ЕС. Участники заседания заявили о том, что не намерены «снижать планку» поставленных ранее целей.

 

 

 

Что касается существа реформ, то оно на дублинской встрече специально не рассматривал ось. Вместе с тем в выступлениях участников достаточно ясно обозначились существенные расхождения по ключевым вопросам, прежде всего по институциональной реформе. Если западногерманский канцлер заявил, что принцип единогласия должен будет «исчезнуть», то британский премьер-министр подтвердил неизменную приверженность его страны этому принципу. При всех различиях позиций, участники саммита сошлись на том, что без действенной институциональной реформы не может быть и расширения Союза.

 

 

 

Очередное полномасштабное заседание Евросовета, состоявшееся в Дублине 13-14 декабря, принял о ряд важных решений, направленных на дальнейшее развитие интеграции.

 

 

 

Эго относится прежде всего к проблематике Экономического и валютного союза (ЭВС). Был согласован новый механизм обменных курсов, который должен вступить в действие после введения единой валюты в отношениях между «зоной евро» и теми странами ЕС, которые останутся вне ее. Согласованы основные принципы Пакта в целях стабильности и роста, который призван обеспечить необходимую бюджетную и кредитно-денежную дисциплину внутри ЕС. Было еще раз подтверждено, что переход к третьей фазе ЭВС начнется 1 января 1998 г. Вопрос о том, какие государства войдут в первоначальную «зону евро», а какие останутся вне ее, будет решаться в зависимости от хозяйственных итогов 1997 г.

 

 

 

Отметив, что ответственность в борьбе с безработицей лежит в первую очередь на государствах-членах, руководители «пятнадцати» тем не менее одобрили перечень мер, которые должны быть осуществлены органами ЕС в целях содействия решению этой острой социальной проблемы. Главное место среди них отводится завершению создания единого рынка.

 

 

 

Большое внимание было уделено МПК-96. Евросовет приветствовал представленный Ирландией проект поправок к основополагающим договорам ЕС, в который включено значительное число уже согласованных формулировок. Тем не менее наиболее сложные и важные из спорных вопросов (численный состав Комиссии, роль Европарламента, механизм голосования в Совете, функционирование Суда), как уже сказано выше, вновь остались нерешенными.

 

 

 

Крупный шаг вперед был сделан в области «третьей опоры» ЕС – правосудия и внутренних дел. Принято принципиальное решение о том, что граждане любого из государств-членов ЕС не будет иметь права политического убежища ни в одном из других государств-членов. Евросовет одобрил ряд конкретных мер, направленных на усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, терроризмом, расизмом и ксенофобией.

 

 

 

По традиции были приняты краткие заявления по отдельным международным вопросам, в том числе отношениям ЕС с Россией, Украиной и Беларусью, деятельности Совета Европы, региональному сотрудничеству на континенте, положению в Средиземноморье, отношениям с Турцией, кризису в Центральной Африке и Т.д. Кроме того, Евросовет выступил с развернутыми декларациями по бывшей Югославии и Ближнему Востоку.

 

 

 

1.3.      В октябре Европейский парламент обсудил основные направления программы Комиссии на 1997 г. Приоритетными были названы следующие задачи:

 

 

 

1) стимулирование экономического роста и занятости, продвижение к ЭВС, осуществление Пакта доверия за занятость;

 

 

 

2) совершенствование «европейской модели общества» и ее главных элементов: прежде всего защиты окружающей среды, а также социальной политики, политики безопасности, образования и профессионального обучения, экономического и социального сплочения и обеспечения прав человека.

 

 

 

На октябрьском заседании ЕП также дал заключение по поводу договора об ассоциации между ЕС и Словенией, подписанного 10 июня 1996 г. Парламентарии отмечают успехи реформ в стране и считают, что Словения может одной из первых претендовать на вступление в ЕС.

 

 

 

В сентябре ЕП приступил к рассмотрению представленного Советом проекта бюджета ЕС на 1997 г. Проект впервые предусматривал сокращение расходной части бюджета, затрагивающее такие важнейшие статьи как кредиты на научные исследования, трансъевропейские сети, малые и средние предприятия, внешнюю политику, что вызвало критические замечания парламентариев. В декабре Парламент одобрил бюджет ЕС во втором чтении, сохранив на прежнем уровне упомянутые выше так называемые «необязательные расходы», и утвердил поступления в размере 89137 млрд.ЭКЮ, платежи – 82365 млрд.ЭКЮ.

 

 

 

В ноябре ЕП выработал резолюцию по проблемам внешнеторговой политики ЕС в связи с предстоящей конференцией Всемирной торговой организации (Син­гапур, 9-13 декабря). Парламент, в частности, поддержал требование Комиссии изменить (в рамках МПК) статью 113 Маастрихтского договора с целью закрепить за Комиссией право быть единственной участницей торговых переговоров от лица всех членов ЕС по всем вопросам, относящимся к компетенции ВТО, включая услуги, инвестирование и др.

 

 

 

2. Углубление интеграции в рамках ЕС

 

 

 

2.1.            Строительство Экономического и валютного союза. В последнем квартале года шла интенсивная проработка практических аспектов перехода к третьей фазе ЭВС. Состоял ось четыре заседания Совета ЭКОФИН (Совет на уровне министров экономики и финансов): 14 октября, 11 ноября, 2 и 12 декабря. Декабрьская сессия Евросовета в Дублине приняла обширный пакет документов по вопросам валютной интеграции. На ней были достигнуты политические решения о новом механизме обменных курсов (который с 1 января 1999 г. заменит ныне действующий), о неотложных мерах по формированию юридического статуса евро, а также согласованы ключевые положения стабилизационного пакта.

 

 

 

Ранее Комиссия подготовила проекты двух регламентов ЕС: об усилении контроля за состоянием государственных бюджетов и о процедуре действий в случае возникновения сверхнормативного дефицита госбюджета. Первый документ обязывает все без исключения страны ЕС ежегодно представлять Совету и Комиссии национальные «стабилизационные программы». В них будут устанавливаться важнейшие экономические параметры на среднесрочную перспективу, включая размер сальдо госбюджета по отношению к ВВП, темпы реального роста ВВП, уровень занятости, инфляции и др. Совет уполномочен утверждать программы и контролировать их исполнение, в том числе выявлять уже возникшие или возможные нарушения бюджетной дисциплины.

 

 

 

По второму регламенту, в случае, если какая-либо страна выйдет за установленный потолок дефицита госбюджета, Совет обязан принять в течение трех месяцев рекомендации в адрес ее правительства. За следующие четыре месяца они должны быть одобрены национальным парламентом и реализованы на пра­ктике. В противном случае не позже чем через три месяца к стране будут применены санкции. В итоге вся процедура должна занять не более 10 месяцев.

 

 

 

В качестве наказания стране придется внести на имя ЕС принудительный беспроцентный депозит в размере 0,2% ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом (в % к ВВП) и установленным пределом. Верхняя граница годового размера депозита будет равна 0,5% ВВП (таким образом при дефиците свыше 6% ВВП соответствующего увеличения депозита не последует). При невыполнении критерия в отношении государственного долга предлагается ограничить размер депозита постоянным компонентом. Через два года, если положение не будет исправлено, первоначальный депозит будет обращен в безвозвратный штраф. Одновременно Совет может потребовать создать новый принудительный беспроцентный депозит. Кроме того, Совет вправе приостановить выпуск очередных серий государственных ценных бумаг и предложить Европейскому инвестиционному банку пересмотреть свою кредитную политику в отношении государства-виновника. Обстоятельствами, временно освобождающими от ответственности, признаются чрезвычайные события, вызвавшие значительное увеличение государственных расходов (например, стихийные бедствия), а также существенное снижение реального ВВП.

 

 

 

Планируется, что в июне 1997 г. Евросовет одобрит резолюции по Пакту в целях стабильности и роста и примет названные выше регламенты. Первый из них должен вступить в силу с 1 июля 1998 г., второй – с 1 января 1999 г.

 

 

 

К июню будут также подготовлены проект резолюции Евросовета об основных элементах нового механизма обменных курсов и проект соглашения между Европейским центральным банком (ЕЦБ) и центральными банками стран, которые пока не войдут в зону евро. Остался только один крупный вопрос будущей, по которому еще не найдено принципиального решения. Речь идет о колебаниях относительно друг друга курсов валют, не входящих в зону евро. Дело в том, что серьезные перепады курсов при формальном соблюдении установленных границ колебаний могут пагубно сказаться на функционировании единого рынка ЕС.

 

 

 

12 октября в ЕВС вошла финская марка, а 24 ноября в нее вернулась итальянская лира, покинувшая систему 17 сентября 1992 г. Теперь, впервые с момента своего образования в марте 1979 г., ЕВС включает 11 валют (аутсайдерами остаются британский фунт, греческая драхма и шведская крона). Однако присоединение Финляндии и Италии к механизму обменных курсов за два года до начала третьей фазы ЭВС отнюдь не ведет автоматически к их участию в зоне евро с 1 января 1999 г.

 

 

 

Саммит в Дублине в целом одобрил проекты двух регламентов ЕС о юридической базе функционирования евро. Первый из них – «О некоторых условиях, относящихся к введению евро» (базирующийся на статье 235 Маастрихтского договора) – уже полностью согласован и будет принят в самое ближайшее время. он создает правовую базу для обеспечения непрерывности всех видов сделок, заключенных в ЭКЮ и национальных валютах, устанавливает правила замены ЭКЮ на евро по курсу один к одному, оговаривает технические детали конвертации сумм в евро. Второй регламент – «О введении евро» – определяет принципы использования евро различными группами экономических агентов в течение переходного периода (с 1 января 1999 г. по 1 июля 2002 г.), а также правила выпуска и обращения банкнот и монет единой валюты. Он должен вступить в силу с 1 января 1999 г., но может быть принят только после того, как станут известны участники первой группы «'зоны евро». До этого, однако, предстоит выработать общую позицию относительно условий пересчета внешнего долга в евро и правил международных платежей.

 

 

 

Oтносительно Совета «зоны евро», который будет представлять собой подобие европейского экономического правительства, все 15 стран пришли к единому мнению, что в него войдут члены Совета ЕС и представители Евросовета от стран-участниц третьей фазы ЭВС. Новый орган будет выполнять роль противовеса Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который займет место ныне действующего Европейского валютного института (ЕВИ). Сессия продлила мандат нынешнего президента ЕВИ А.Ламфалюсси до 30 июня 1997 г. и одобрила кандидатуру президента ЦБ Нидерландов В.Дуйзенберга в качестве его преемника, а в дальнейшем – президента ЕЦБ.

 

 

 

Сессия Евросовета в Дублине одобрила художественное исполнение банкнот евро достоинством в 5, 10, 20, 100, 200 и 500 евро. Они будут иметь надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента, подпись президента ЕЦБ и изображение деталей различных архитектурных стилей Европы.

 

 

 

В рамках дискуссии о гармонизации систем налогообложения большинство членов Ее согласились в том, что конкуренция между странами-членами в фискальной сфере реально угрожает функционирование единого рынка. Чтобы избежать этого, предлагается сделать объектом гармонизации не только налоги с физических лиц, но и корпорационные налоги, ввести для последних единую минимальную ставку или принять специальный «кодекс поведения» для национальных налоговых служб, а также ужесточить контроль за предоставлением государственных налоговых льгот компаниям. На первой декабрьской сессии Совета ЭКОФИН досгигнуто соглашение о размере основной ставки НДС, которая во всех странах должна оставаться в пределах 15-25%.

 

 

 

2.2.            Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС. В третьем квартале общая хозяйственная динамика, несмотря на действие сезонных понижающих факторов, все же оказалась выше, чем во втором, укрепляя уверенность в том, что четвертый квартал станет началом более энергичного подъема в 1997 г. Однако наметившееся явное улучшение конъюнктуры в конце года едва ли компенсирует низкие показатели предшествующих кварталов. Темп прироста ВВП, видимо, не выйдет за предсказанные 1,5% в среднем в год для ЕС в целом (в первой и во второй четвертях он был равен 0,3% и 0,4%). Согласно осторожному прогнозу, при сохранении нынешнего экономического курса ЕС, в 1997 г. прирост составит не менее 2,3%, а в 1998 г. – 2,8%.

 

 

 

Начавшееся в июне 1996 г. оживление деловой активности происходило при дальнейшем снижении инфляции. В октябре 1996 г. средний темп инфляции в ЕС упал до 2,4% (3% в октябре 1995 г.). Это наименьший показатель с 1983 г. Предполагается, что инфляция в 1997 и 1998 гг. снизится до 2,2%, создавая тем самым условия для стабилизации курсов и введения единой валюты. Радужную картину портят Греция, Испания, Португалия и Италия, где инфляция постоянно превышает среднюю по ЕС.

 

 

 

Промышленное производство возросло всего на 0,2 пункта во втором квартале и на 0,7 в июне-августе. В отдельных отраслях прирост был значительно выше: средства связи – 3,7%, двигатели и запчасти к автомобилям – 2,9%, потребительские товары – 2,7%, химия – 2,1%. Согласно регулярным опросам, в начале четвертого квартала и производители и потребители дали более высокие оценки экономического климата на предстоящие 12 месяцев почти по всем показателям, чем год до этого. Сохраняются и внешние благоприятные условия для увеличения экспорта из ЕС, поскольку прогнозы ведущих международных институтов сходятся в том, что существуют относительно хорошие перспективы экономического роста в странах, являющихся главными торговыми партнерами ЕС.

 

 

 

Экономическая политика ЕС по-прежнему концентрируется на преодолении бюджетного дефицита в государствах-членах путем гибкой налоговой политики и уменьшения государственного заимствования на денежном и финансовом рынках, а также на снижении процентных ставок и других мероприятиях, стимулирующих личный и инвестиционный спрос.

 

 

 

2.3.            Институциональное развитие и строительство политического союза

 

 

 

2.3.1.            Формирование механизма общей внешней политики и политики безопасноcти (ОВППБ). В последнем квартале 1996 г. в ЕС продолжалась углубленная проработкa проблем ОВППБ в контексте работы МПК. Исключительно этой тематике был посвящен Совет ЕС на уровне министров иностранных дел в Люксембурге 28 октября. Дискуссия о путях повышения эффективности ОВППБ и характере отношений ЕС-ЗЕС велась на основе рабочего доклада председательствующей Ирландии и имела целью конкретизацию и сближение позиций стран-участниц в ходе подготовки проекта предложений по пересмотру Маастрихтского договора к декабрьскому заседанию Евросовета.

 

 

 

Было проведено своеобразное анкетирование министров по предложенному им конкретному списку ключевых вопросов в области «второй опоры». Это позволило конкретизировать последующую работу «группы Дорра» (личных представителей министров на МПК) над текстами проекта будущего Договора о ЕС в части ОВППБ, безопасности и обороны, а также внешнеэкономических связей.

 

 

 

Саммит ЕС в Дублине в целом одобрил представленный Ирландией документ по пересмотру Маастрихтского договора, предварительно обсуждавшийся на встрече министров иностранных дел 6 декабря в Брюсселе. Однако не удалось преодолеть принципиальные разногласия государств ЕС в отношении «второй опоры» (о содержании этих разногласий см. выпуски 3 и 4 за 1996 г., раздел 23.1.). «Основные направления пересмотра», предусматривающие, в частности, расширение голосования квалифицированным большинством, «замораживают» противостояние национальных делегаций по этому, центральному вопросу трансформации системы ОВППБ. В докладе перед членами Совета председатель Европарламента К.Хенш отметил, что ирландский проект в части ОВППБ отражает скорее франко-германские предложения, нежели намечает области реальных решений.

 

 

 

Ось Париж-Бонн продолжает играть роль локомотива европейской интеграции в сфере внешней политики и безопасности. Дискуссия по этой проблематике проходила под знаком нового франко-германского предложения об «углубленном сотрудничестве», официально представленного на МПК 22 октября. Суть этого предложения состоит в том, что в таком сотрудничестве может участвовать «минимальное число государств-членов», если другие члены пока не готовы к этому. По мнению инициаторов, «углубленное сотрудничество» имеет особое значение для ОВППБ.

 

 

 

Традиционно в оппозиции франко-германскому предложению находится Великобритания, заявившая устами министра иностранных дел М.Рифкинда, что она использует право вето, если будут предприняты попытки включить механизм «углубленного сотрудничества» в институциональные рамки ЕС.

 

 

 

Стремясь придать ускорение процессу МПК, Ж.Ширак и Г.Коль по итогам их встречи 9 декабря в Нюремберге подготовили специальное послание Дж.Брутону, председательствовавшему на дублинском саммите 13-14 декабря. В послании подтверждается стремление обеспечить в ЕС возможности для «большей гибкости и углубленного сотрудничества» и развиваются основные франко-германские установки в области ОВППБ. Франко-германская концепция представляет, по существу, программу-максимум для МПК. Она предусматривает развитие анализа и планирования ОВППБ (создание соответствующего органа в рамках Секретариата Совета); укрепление процесса принятия решений (усиление роли Евросовета, расширение голосования большинством и ряд других мер), усиление представительской функции ОВППБ; практическое подключение Еврокомиссии к выработке и реализации ОВППБ; последовательную интеграцию ЗЕС в ЕС.

 

 

 

На 42-й сессии Ассамблеи ЗЕС (ноябрь-декабрь) его институциональное сближение с ЕС с целью их будущего слияния названо Францией ее приоритетом в период председательства в ЗЕС (первое полугодие 1997 г.). Одобрив доклад «Будущая роль ЗЕС», Ассамблея призвала страны-участницы сформулировать свои предложения относительно возможного пересмотра Брюссельского договора с учетом решений Совета НА ТО в Берлине (июнь 1996 г.) и результатов МПК, что позволит сформировать новую систему связей ЕС-ЗЕС-НАТО. Состоявшийся 19 ноября Совет ЗЕС принял «Остендскую декларацию», где основное внимание уделено развитию отношений ЗЕС-ЕС и ЗЕС-НАТО, а также формированию оборонного потенциала ЗЕС и региональному сотрудничеству. В декларации выражается поддержка Хартии об учреждении Западноевропейской организации по вооружениям (WEAO) с предоставлением ей статуса «дочерней организации» ЗЕС.

 

 

 

Основными направлениями ОВППБ в четвертом квартале стали выработка общих позиций и проведение совместных акций ЕС (с опорой в ряде случаев на потенциал ЗЕС) в отношении региона Заира – Великих Озер, бывшей Югославии, Ближнего Востока, Бирмы, Кубы и т.д. В рамках развития регионального сотрудничества и политического диалога, в частности в сфере безопасности, ЕС провел две важные встречи – с Советом сотрудничества государств Персидского залива (4 ноября) и со странами Средиземноморья (19 ноября).

 

 

 

2.3.2. Формирование механизма общей полuтuкu в сфере внyтренних дел и юстицuu. Политика ЕС в сфере пограничного контроля и иммиграциu. Приоритетным напpaвлeниeм политики в сфере внутренних дел становится борьба с распространением наркотиков. В начале октября Европейский центр по изучению наркомании (основан в 1994 г. в Лиссабоне) опубликовал ежегодный доклад о положении в странах ЕС. Доклад содержит весьма тревожные данные:

 

 

 

- все страны ЕС почти в одинаковой степени поражены наркоманией; от 5% до 15% их населения хотя бы однажды употребляли наркотики; в возрастной же группе 18-35 лет этот показатель увеличивается до 10%-20%;

 

 

 

- наиболее популярным наркотиком является каннабис (гашиш); широко употребляется героин; малоимущие слои населения все больше увлекаются крэком; в Скандинавии и Великобритании возрос интерес к амфетамину и синтетическим наркотикам;

 

 

 

- число смертей от передозировки наркотиками и СПИДа остается очень высоким.

 

 

 

Деятельность органов ЕС свидетельствует о том, что они сознают серьезность сложившейся ситуации. В октябре и ноябре состоялись заседания Совета ЕС в составе министров внутренних дел и юстиции. Было принято решение об активизации деятельности подразделения Европола, отвечающего за борьбу с распространением наркотиков и организованной преступностью; одобрен проект доклада для Евросовета в Дублине, в котором особое внимание уделяется гармо­низации национальных законодательств по борьбе с распространением наркотиков; принята резолюция о применении самых суровых санкций за перевозку и продажу наркотиков. На основе решений октябрьского Совета 27 ноября в Брюсселе было достигнуто политическое соглашение о совместных действиях в целях предотвращения распространения наркотиков.

 

 

 

Впервые столь большое внимание было уделено такой проблеме как детская проституция и вовлечение детей в порнобизнес. Ноябрьский Совет министров внутренних дел принял обширную программу объединенных действий против сексуальной эксплуатации детей, для чего также счел необходимым сближение национальных законов, поскольку сосуществование либеральных и жестких режимов в данной сфере препятствует решению проблемы.

 

 

 

Ноябрьский Совет также подтвердил, что реализовать намеченные им про­раммы невозможно, пока не начнет активно действовать Европол. Хотя конвенция о Европоле не ратифицирована всеми странами ЕС, министры согласовали ряд организационных и финансовых мер, для того чтобы Европол начал работать незамедлительно, как только будут улажены все формальности.

 

 

 

Советом был одобрен доклад КЕС о подготовке создания Европейского центра по изучению расизма и ксенофобии. На конференции, организованной Комиссией 10 декабря, было подчеркнуто, что кампания в рамках Европейского года борьбы с расизмом начнется в Гааге 30 января 1997 г. Целью кампании будет объединение усилий национальных и европейских институтов для противодействия распространению расизма, ксенофобии и антисемитизма. На расходы выделено 4,7 млн.ЭКЮ из бюджета ЕС.

 

 

 

На своей декабрьской сессии Евросовет подвел итоги деятельности, осуществляемой на уровне ЕС в сфере внyтренних дел и юстиции. Были отмечены положительные результаты работы. Вместе с тем была выражена озабоченность разногласиями между Францией и Нидерландами в их подходах к проблеме распространения наркотиков, поскольку это может помешать выполнению Совместной программы действий государств ЕС в данной области. В то же время Евросовет положительно оценил результаты встречи в рамках саммита с представи­телями стран ЦВЕ, а также Кипра, на которой обсуждались проблемы организованной преступности, терроризма и наркотиков и возможности совместных действий в свете будущего расширения Союза.

 

 

 

В ходе дублинского саммита было принято решение о развитии сотрудничества с Россией в вопросах предотвращения распространения наркотиков, а также об использовании программы ТАСИС для оказания помощи республикам Средней Азии в борьбе с производством и транзитом наркотиков.

 

 

 

Евросовет также принял решение о создании рабочей группы на высоком уровне с целью разработки рекомендаций для будущего плана действий против организованной преступности. Рекомендации группы могут быть переданы на рассмотрение МПК для внесения определенных изменений в Договор. Предпо­лагается, что группа завершит работу к марту-апрелю 1997 г.

 

 

 

К концу года был достигнут значительный прогресс в реализации Шенгенских соглашений. В декабре Дания, Финляндия и Швеция подписали Конвенцию об исполнении Соглашения. После ее ратификации они станут полноправными членами Шенгенской группы. Исландия и Норвегия, не входящие в ЕС, получили статус ассоциированных стран, что дает возможность сохранить паспортный союз северных стран.

 

 

 

Греция, подписавшая Конвенцию ранее, заявила, что сможет открыть свои границы в начале 1997 г., Италия и Австрия - к концу года. Oтсрочка в выполнении Шенгенских соглашений странами, уже подписавшими их, объясняется необходимостью гармонизации их законодательства в области иммиграционной и визовой политики, координации деятельности полицейских сил, налаживания работы Шенгенской информационной системы. Кроме того, полноценной реализации Шенгенских соглашений препятствует позиция Франции, не желающей снимать контроль на границах со странами Бенилюкса и требующей установле­ния более жесткого режима в отношении наркотиков в Нидерландах.

 

 

 

2.4.      Другие направления деятельности ЕС

 

 

 

2.4.1.            Соцuа.льное измерeнuе интеграции и соцuальня полuтuка. Социальная политика ЕС заняла прочное место в ряду основных направлений его деятельности. Приоритетной задачей, ответственность за решение которой лежит на всех государствах-членах, вновь признана безработица.

 

 

 

Совет, опираясь на предложения, содержащиеся в Меморандуме президента Франции Ж.Ширака о Европейской социальной модели, а также на положения одобренной эссенским саммитом (декабрь 1994 г.) занятости и доклад Комиссии ЕС (КЕС) «Действия за занятость: Пакт доверия», призвал обеспечить поддержку этой стратегии на коммунитарном, национальном и местном уровнях.

 

 

 

Из конкретных решений дублинского саммита следует отметить создание нового Комитета по занятости и рынку труда, который совместно с Комитетом по экономической политике будет совершенствовать механизмы эффективного мониторинга и решения проблем занятости, заниматься пропагандой успешной практики в этой сфере. На повестке дня стоит гармонизация национальных систем социальной защиты и координация их действий. Отмечалась важная позитивная роль уже реализуемых 60 территориальных пактов по безработице. Поддержано намерение КЕС подготовить к амстердамскому саммиту (июнь 1997 г.) план и график действий в социальной области.

 

 

 

Продолжает развиваться социальный диалог на общеевропейском уровне. 21 октября в Брюсселе основные европейские партнеры провели переговоры о системе гибкого рабочего времени и безопасности на рабочем месте на основе положений Маастрихтского социального протокола, а также о заключении межотраслевого рамочного соглашения, целью которого является создание наилучших условий для трудящихся и соблюдение норм социальной защиты при введении новых форм труда, связанных с модернизацией производства.

 

 

 

Вопросы социальной политики и партнерства обсуждались на состоявшейся 29 ноября встрече трех европейских организаций – ЮНИСЕ (предприниматели), ЕКП (профсоюзы), СЕЕП (госпредприятия), где присутствовали председатель КЕС Ж.Сантер и другие руководители ЕС. Особое внимание на ней было уделено проблемам занятости.

 

 

 

Неправительственные организации, выражающие интересы различных социа­льных и профессиональных групп, высоко оценивают возможность участия в социальном диалоге. Так, Европейский союз ремесленников и работников малых и средних предприятий принял специальную резолюцию (20 ноября) «Социальная политика и социальный диалог», в которой потребовал признать его европейским партнером и предоставить постоянное представительство в механизмах социального диалога. Конференция Европейского комитета производственных кооперативов (18-19 ноября, Брюссель), прошедшая при поддержке ЕКП и КЕС, высказалась за более активное участие в развитии «новой социальной экономики в Европе». Участники симпозиума, организованного в Риме (4 ноября) Итальянским профсоюзом пенсионеров, Европейской федерацией пенсионеров и престарелых и КЕС, вынесли решение добиваться внесения в текст Маастрихтского договора поправок, учитывающих интересы этой категории населения ЕС, составляющей 40% электората. Вопрос о развитии социального диалога и своем участии в нем был рассмотрен также Руководящим комитетом Конфедерации европейского менеджмента в Ницце 24 октября.

 

 

 

Развивается процесс создания Европейских советов по труду (ЕСТ), которые рассматриваются как новые инструменты социального партнерства. К началу октября было создано более 200 таких Советов. Европейская федерация рабочих металлообрабатывающей промышленности и Европейская федерация строительной и лесообрабатывающей промышленности опубликовали заявление о создании на базе этих отраслей, где было заключено более 150 отдельных соглашений, единого Европейского совета по труду. Выступая на конференции ЕСТ (Брюссель, 7-8 октября), генеральный секретарь Европейской конфедерации профсоюзов Э.Габаглио оценил ЕСТ как «неоспоримый успех для будущего промышленных отношений».

 

 

 

Целая серия мероприятий проведена в защиту наиболее обездоленных групп населения (безработные, женщины, престарелые, молодежь, лица, социально от­торгнутые обществом). Решить проблемы 52 млн. европейцев, живущих за чертой бедности, призвал, выступая по случаю Международного дня борьбы с бедностью, Ж.Сантер (17 октября, Брюссель). Собравшийся 8 ноября Европейский форум инвалидов выступил с предложением внести в Маастрихтский договор поправки, учитывающие интересы этой категории, и получил поддержку КЕС.

 

 

 

По инициативе КЕС, 25-26 октября состоялся симпозиум «Демогpафическое cтaрение в Европе: вызовы и политика», на котором были обсуждены проблемы социальной защиты пожилых людей. Рабочая группа высокого уровня под председательством Симон Вей представил а доклад о сохранении дополнительных пенсий и льготах для престарелых в связи с реализацией права свободного движения в рамках ЕС. Группа выступила с инициативой провести Пенсионный форум Сообщества, обязалась представить к концу февраля 1997 г. аналитический доклад и обнародовать Зеленую книгу о пенсионных фондах.

 

 

 

КЕС подготовила также Третий доклад о ситуации в ЕОУС, где содержалась положительная оценка помощи, оказанной рабочим данных отраслей для их реадаптации на рынке труда. За последние два года более 120 тыс. человек воспользовались мерами социальной защиты, правом свободного движения, прошли переквалификацию в рамках программы, на которую было ассигновано 488,1 млн.ЭКЮ. Действие программы продлено до 2002 г.

 

 

 

Вопросам социального демпинга и несоответствия трудовых стандартов в государствах-членах ЕС был посвящен организованный совместно с ОЗСР семинар (Париж, 3-4 октября). Было отмечено, что в некоторых государствах продолжаются нарушения социальных норм, установленных в ЕС. Так, Комиссия направила в Европейский суд иски против ряда французских, немецких и голландских фирм, допустивших злоупотребления в отношении бельгийских строительных компаний; а также против Бельгии, Испании и Ирландии – из-за непредоставления сведений о нормах защиты здоровья и безопасности на рабочем месте. Получили предупреждения: Бельгия – о необходимости упорядочения оплаты труда турецких рабочих; Нидерланды – об ущемлении пенсионных прав бельгийских рабочих, потерявших работу в Нидерландах; Португалия и Греция – за невыполнение ряда директив и т.д.

 

 

 

2.4.2.            Нayчно-тexническая политика. Комиссия представил а ежегодный доклад о ходе выполнения Четвертой рамочной программы научно-технического развития ЕС (1994-1998). В 1995 г. основными событиями в сфере научно-технической политики Союза названы присоединение трех новых членов ЕС к коммунитарным проектам и создание «сил специального назначения» с целью ускорить развитие НИОКР в особо приоритетных областях. Было одобрено 2660 новых проектов, на которые выделено из бюджета ЕС более 2 млрд.ЭКЮ, причем 44% этой суммы получили промышленные предприятия, по сравнению с 38% в 1994 г. Кроме того, был значительно упрощен механизм подготовки и одобрения заявок.

 

 

 

Комиссия одобрила план действий по стимулированию инновационных процессов в промышленности. Во многом он является продолжением Зеленой книги по инновационной деятельности ЕС, опубликованной в декабре 1995 г. (см. выпуск 3, с.15). План предусматривает три основных направления действий: 1) развитие инновационной культуры на производстве и поощрение мобильности научно-технических кадров; 2) создание благоприятного юридического, административного и финансового климата для инновационной деятельности, чему должны способствовать реформы и гармонизация существующих в Европе патентных систем, учреждение службы помощи предприятиям в защите интеллектуальной собственности и борьбе с технологическим пиратством, более широкое привлечение средств европейских инвестиционных фондов для финансирования венчурного бизнеса; 3) активизация прикладных и рыночных исследований путем стимулирования НИОКР, проводимых частным бизнесом, усиления взаимосвязи между государственными исследовательскими центрами, университетами и предприятиями, поощрения инновационной деятельности мелких и средних предприятий. Предполагается также активизировать взаимодействие проектов Пятой рамочной программы с европейскими программами КОСТ и «Эврика», программами для стран ЦВЕ, СНГ и Средиземноморья – соответственно ФАРЕ (PHARE), ТАСИС и МЕДА (MEDA).

 

 

 

В марте 1997 г. Комиссия должна представить официальный проект Пятой рамочной программы научно-технического развития ЕС. Предполагается, что она будет иметь шесть приоритетных направлений: исследования в области охраны окружающей среды и биологические науки; развитие информационного общества; создание условий для стабильного экономического роста и повышения конкурентоспособности европейской промышленности; укрепление международного научно-технического сотрудничества; более активное вовлечение мелких и средних предприятий в инновационную деятельность; развитие человеческого потенциала. Комиссия намерена сделать финансирование программы более гибким, с тем чтобы она могла своевременно реагировать на непредвиденные нужды Союза, а также сократить управленческие расходы.

 

 

 

5 декабря ЕС и ЮАР подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Оно позволит южно-африканским исследователям участвовать в Рамочных программах ЕС, а взамен европейские ученые получат доступ к исследовательским проектам, проводимым в ЮАР.

 

 

 

21-22 октября состоялся визит в Москву Эдит Крессон – главы Генерального директората КЕС по научно-технической политике (см. раздел 4.1.).

 

 

 

2.4.3.            Региональная политика и деятельность Структурных фондов. В конце октября КЕС одобрила седьмой периодический отчет о деятельности структурных фондов в 1995 г. Этот год был более насыщен с точки зрения структурной политики, поскольку ею были охвачены три новые страны – Финляндия, Швеция и Австрия. За 1995 г. через структурные фонды было распределено 21,9 млрд. ЭКЮ 1994 г. – 19,2 млрд.ЭКЮ), причем 2/3 финансовых ресурсов получили районы, отстающие в развитии (направление 1 в деятельности структурных фондов).

 

 

 

За период с октября по декабрь 1996 г. КЕС одобрила выделение средств по программам УРБАН (URBAN) для городов Великобритании, Швеции (Мальме) и Германии (Галле), а также по программе ИНТЕРРЕГ (INTERREG) для стимулирования трансграничного сотрудничества между регионами Корсика, Сардиния и Тоскана.

 

 

 

Комитет регионов обратился в КЕС с предложением назвать 1998 г. – годом местной и региональной демократии. Основные цели этого предложения – привлечь внимание граждан к важности именно этого, «коренного», уровня демократии; способствовать развитию сотрудничества между региональными и местными властями и институтами ЕС; подчеркнуть важность побратимства городов, расположенных на территории Союза. Подобное предложение отражает растущую важность регионального измерения европейской интеграции.

 

 

 

В декабре Собрание регионов Европы, объединяющее в настоящее время 296 регионов из 23 европейских стран, избрало нового президента. Им стал Люк ван ден Бранде из Фландрии (Бельгия).

 

 

 

2.4.4.            Культура, образование, информация. Активизация деятельности ЕС в этих областях призвана содействовать росту взаимопонимания непосредственно между гражданами, осознания ими европейской идентичности.

 

 

 

В 1996 г. Европейской комиссией в области культуры были отобраны 147 пилотных проектов (из 495 представленных) по сохранению достижений европейской цивилизации. Эта акция, направленная на формирование у европейцев чувства принадлежности к исторически сложившейся культурной общности, была начата в 1985 г. по решению Евросовета. На их осуществление было выделено около 10 млн.ЭКЮ, в них было занято более 2000 исполнителей.

 

 

 

Эти проекты сгруппированы в пять отдельных программ: 1) охрана памятников барокко; 2) консервация европейского археологического наследия; 3) повышение сохранности и доступности культурных ценностей, собранных в европейских музеях; 4) общеевропейские акции, направленные на сохранение и осознание значимости европейского культурного наследия; 5) обучение и повышение мобильности специалистов в области сохранения европейского культурного наследия. Около 25% проектов включают участников от организаций из стран ЦВЕ.

 

 

 

Одной из про грамм, которой придается большое значение, является проведение ежегодных Месяцев европейской культуры. Эта программа распространяется на Восточную Европу. В июне 1996 г. Месяц европейской культуры прошел в Санкт-Петербурге («Европа в Петербурге»). В его рамках проведено более 15 фестивалей («Музыка белых ночей», «Фестиваль фестивалей», «Город муз» и пр.), 30 выставок (например, «Петр 1 и Голландия», «150-летие Дома Фаберже») и т.д. КЕС выделила на эти цели 120 тыс.ЭКЮ.

 

 

 

3.            Расширение ЕС

 

 

 

3.1.            Развитие ассоциации с государствaми Центральной и Восточной Eвропы. После того как в 1994 г. Евросоюз принял принципиальное решение в пользу будущего расширения на Восток, его отношения со странами ЦВЕ перешли в стадию реализации заключенных с ними Европейских соглашений (соглашений об ассоциации), главной целью которых является подготовка этих стран к вступлению в ЕС. Этому была посвящена и серия мероприятий, состоявшихся в последнем квартале минувшего года.

 

 

 

12 ноября было подписано Временное соглашение между ЕС и Словенией, которое будет регулировать их торговые и экономические отношения вплоть до ратификации Европейского соглашения между ними, подписанного 10 июня 1996 г. Временное соглашение вступило в силу 1 января 1997 г.

 

 

 

Различные аспекты двустороннего сотрудничества и реализации Европейских соглашений были обсуждены на заседаниях Совместного парламентского комитета ЕС и Словакии (Брюссель, 28-30 октября), Совместного парламентского комитета ЕС и Венгрии (Брюссель, 22 ноября), Комитета по ассоциации ЕС и Румынии (Брюссель, 10 октября), Совместного парламентского комитета ЕС и Чехии (16-17 декабря).

 

 

 

Состоявшиеся в четвертом квартале переговоры между ЕС и Польшей были посвящены в основном урегулированию спорных вопросов в торговых отношениях - условиям доступа польских товаров на европейский рынок, таможенной и ценовой политике Польши в энергетическом секторе и т.д. Как сообщил польский министр иностранных дел Дариуш Розати, посетивший в октябре Брюссель, ЕС согласился отменить все препятствия для импорта польских товаров в страны Евросоюза. В декабре КЕС, которую представлял Ханс ван ден Брук, и польское правительство пришли к соглашению, в соответствии с которым Польша упраздняет к 2001 г. все импортные пошлины на нефтепродукты, цены на нефть в Польше будут либерализованы, а ее нефтеперерабатывающие заводы должны быть приватизированы и модернизированы в кратчайшие сроки. Помимо торговых переговоров, в результате октябрьского визита Х.ван ден Брука в Варшаву был подписан меморандум о выделении Польше в 1996 г. 65 млн.ЭКЮ в рамках программы технической помощи ФАРЕ на 1995-1999 гг. Всего Польше ассигнуется по этой программе 1015 млн.ЭКЮ.

 

 

 

5 декабря Совет ЕС сообщил о том, что Болгарии, находящейся в глубоком экономическом кризисе, будет оказана помощь на социальные нужды в размере 20 млн.ЭКЮ (по линии ФАРЕ). Комиссия считает, что эти средства должны увязаны с обязательствами болгарского правительства по проведению структурных реформ, включая сельскохозяйственный сектор.

 

 

 

В последнем квартале крупные займы странам ЦВЕ были предоставлены Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Среди них заем в 200 млн.ЭКЮ Чехии на модернизацию проходящего по ее территории участка железнодорожной магистрали Варшава-Вена. После нескольких лет дискуссии между ЕИБ и концерном Фольксваген было подписано соглашение о займе в 100 млн.ЭКЮ на модернизацию цехов завода Шкода в городе Млада Болеслав (Чехия), которым владеет Фольксваген. На конец 1996 г. ЕИБ выделил Чехии около 1 млрд.ЭКЮ, что составляет 20% вложений этого банка в страны ЦВЕ. 180 млн.ЭКЮ было выделено польским компаниям, работающим в нефтегазовой отрасли.

 

 

 

В конце года был опубликован годовой отчет Европейской Комиссии о деятельности ФАРЕ в 1995 г. В рамках этой программы было распределено 1154 млн.ЭКЮ в 11 странах ЦВЕ. Это на 16% больше, чем в 1994 г. Бюджет ФАРЕ вырастет до 1634 млн.ЭКЮ в 1999 г. Основные направления финансирования на этот период: гармонизация законодательства и различных норм в странах ЦВЕ; финансирование проектов развития инфраструктуры; укрепление приграничного сотрудничества. В 1995 г. в рамках ФАРЕ были профинансированы 20 проектов в поддержку демократизации в 11 странах ЦВЕ на сумму 3,5 млн.ЭКЮ. Приоритет отдавался неправительственным организациям.

 

 

 

3.4.            Средuземноморское направление. Возрастает активность ЕС в реализации решений Евро-средиземноморской конференции в Барселоне (ноябрь 1995 г.) В частности, значительное внимание уделялось проблемам безопасности и военной стабильности в Средиземноморье. Совещание старших должностных лиц 27 государств (июль и октябрь 1996 г.) поддержало предложения рyкoводства ЕС о разработке военно-политического «кодекса поведения» в регионе, предварительном извещении при проведении военных маневров, создании механизма консультаций по отдельным видам военной деятельности, ежегодном обмене информацией военного характера. Концептуальные аспекты средиземноморского сотрудничества в этой области нашли отражение в проекте «Хартии мира и стабильности в Евро-средиземноморском регионе». Проект предусматривает «регулярный и привилегированный политический диалог по всем вопросам, представляющим общий интерес, особенно тем, что имеют значение для мира и стабильности в Средиземноморском регионе». Диалог будет вестись на различных уровнях, в том числе министрами иностранных дел, а также главами государств и правительств.

 

 

 

Сделан шаг вперед в финансовом обеспечении развития евро-средиземноморского сотрудничества. Это выразилось в том, что после некоторой проволочки Вступила в действие программа МЕДА, предусматривающая субсидирование сотрудничества ЕС с Алжиром, Кипром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Мальтой, Марокко, Сирией, Тунисом, Турцией и так называемыми Оккупированными территориями Газы. В постановлении Совета ЕС по общим вопросам отмечается, что программа МЕДА нацелена на решение следующих задач: укрепление политической стабильности и демократии, создание евро-средиземноморской зоны свободной торговли, развитие сотрудничества в экономической и социальной областях. На эти цели выделено 3424,5 млн.ЭКЮ на период 1995-1999 гг. В качестве первой выплаты выделено: Египту – 155 млн., Иордании – 100 млн., Тунису – 45 млн., Ливану – 38 млн., Сирии – 18 млн.

 

 

 

К решению проблем финансирования подключился ЕИБ, вложивший в средиземноморские инициативы ЕС 1,3 млрд.ЭКЮ в течение 1991-1996 гг. В октябре ЕИБ организовал в Мадриде встречу банкиров и финансистов с целью привлечения частных инвестиций. Растет взаимодействие стран-участниц в сфере экономики и культуры. Так, состоялся ряд встреч по вопросам морского транспорта и портовых хозяйств в Средиземноморье; по инициативе ЕС проведены конференции и другие мероприятия по координации и контролю в области рыболовства. Представители 27 стран обсудили перспективы сотрудничества в целях сохранения культурного наследия Средиземноморского региона.

 

 

 

Eврo-средиземноморское сотрудничество постепенно охватывает также региональные неправительственные организации. Так, Европейская конфедерация профсоюзов и Союз трудящихся стран Магриба опубликовали совместное заявление в поддержку такого сотрудничества, призвав усилить внимание к его социальным аспектам, в том числе не допустить сокращения числа, рабочих мест в странах Северной Африки в результате закрытия неконкурентоспособных местных предприятий.

 

 

 

Ситуация в различных странах Средиземноморья была предметом обсуждения в различных структурах ЕС. Так, Турция неоднократно подвергалась критике за нарушение прав человека. Соответствующую резолюцию принял Европарламент. Европейский суд осудил конкретные репрессивные акции Турции против курдов. Касаясь положения на Кипре, Европарламент охарактеризовал «режим Денкташа» как «незаконный», а в Декларации ЕС осуждается «несоразмерное» применение силы турецкими войсками на острове против греков-киприотов. Несмотря на негативное отношение к политике Каддафи, ЕС вынужден считаться с позицией арабских стран и постепенно начинает привлекать Ливию к системе евро-средиземноморских мероприятий.

 

 

 

4.         ЕС и внешний мир

 

 

 

4.1.            Oтнoшения с Россией. Проблемы реa.лuзации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В общеполитическом плане важнейшим событием в рассматриваемый период является ратификация Россией Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Государственная Дума ратифицировала его 18 октября, Совет Федерации – 13 ноября, президент поставил свою подпись под законом о ратификации 25 ноября.

 

 

 

Теперь ратификация Соглашения полностью зависит от ЕС. К концу 1996 г. эта процедура выполнена в 9 из 12 государств-членов Союза, подписавших Соглашение в 1994 г. Среди них – Германия и Франция. Завершению этого процесса благоприятствует окончание войны в Чечне, а также успешный результат состоявшегося в конце ноября визита В.Черномырдина во Францию. Таким образом, при наличии политической воли в ЕС Соглашение может вступить в силу в нынешнем году. Перед своим визитом в Москву, который состоялся в середине декабря, голландский премьер-министр Вим Кок заявил, что Нидерланды, к которым с 1 января 1997 г. перейдет полугодовое председательствование в ЕС, приложат все усилия к тому, чтобы процесс ратификации был завершен в течение этого периода.

 

 

 

В четвертом квартале состоялся ряд встреч между ЕС и Россией на министерском уровне. В октябре член Комиссии ЕС Эдит Крессон и председатель ГКНТ вице-премьер Владимир Фортов подписали декларацию, в которой зафиксировано намерение заключить соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Россией и ЕС и учредить, еще до его подписания, Совместный комитет по научно-техническому сотрудничеству. Было, в частности, отмечено, что Комиссия Ее приняла решение открыть для участия российских ученых все научно-технические программы, включенные в Четвертую рамочную программу научно-технического развития ЕС на 1996-1999 гг. Были проведены переговоры о расширении сотрудничества между Европейским и Российским космическими агентствами.

 

 

 

В связи с этим визитом были опубликованы некоторые данные о развитии научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС в 1992-1996 гг. За это время из бюджета ЕС было выделено на эти цели более 100 млн.ЭКЮ. В настоящее время российские ученые участвуют в программах «Коперникус» (поддержка исследователей и научных сетей в промышленности и в области охраны окружающей среды в странах Восточной Европы), ИНТАС (поддержка ученых стран СНГ), ТЕМПУС (обмен студентами и преподавателями между ЕС и СНГ), а также в проектах Международного центра развития науки и технологий (Москва), который оказывает помощь ученым из бывшего СССР, занятым рaнее в военных исследованиях. Около 20 проектов с участием российской стороны финансируются по линии Четвертой рамочной программы.

 

 

 

В конце ноября в Москве состоялись переговоры по вопросам сотрудничества в области транспорта между членом Комиссии ЕС Нилом Кинноком и российскими министрами Н.Цахом и А.Зайцевым. Россия присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании по балтийским портам, который был разработан по линии ЕС и подписан всеми балтийскими государствами. Были обсуждены перспективы развития трансъевропейских транспортных сетей и подключения к ним России, а также некоторые спорные вопросы, связанные с условиями доступа российских транспортных средств на европейские дороги.

 

 

 

Для экономического сотрудничества между Россией и ЕС характерны как определенные достижения, так и значительные трудности и разногласия. Согласно опубликованным данным, в первом полугодии 1996 г. государства-члены Союза инвестировали в российскую экономику около 880 млн.долл., что составляет 44% всех иностранных капиталовложений (соответствующие цифры за весь 1995 г. – 910 млн.долл., или 33%). В четвертом квартале начались первые постaвки российского газа в Западную Европу через Беларусь и Польшу, а также была завершена подготовка к подаче российского газа в Грецию. Вместе с тем в 1996 Г. подтвердилась наметившаяся в предыдущем году тенденция к замедлению темпов роста торговли между Россией и ЕС.

 

 

 

Обсуждению возникших проблем и разногласий в области торговли были посвящены переговоры, состоявшиеся в ходе ноябрьских визитов члена Комиссии ЕС Х.ван ден Брука в Москву и министра внешнеэкономических связей России О.Давыдова в Брюссель.

 

 

 

Одним из спорных вопросов остаются количественные квоты ЕС на экспортируемые Россией текстильные товары и изделия из стали. Сторонам так и не удалось заключить новое соглашение о торговле текстилем вместо прежнего, срок действия которого истек. Брюссель не согласился ни на полную отмену квот, ни на симметричные квоты (в 1995 г. Россия экспортировала текстильные товары в ЕС на сумму в 140 млн.долл., тогда как импорт оттуда достиг 580 млн. долл.). Встречное предложение ЕС о постепенном устранении квот в тече­ние четырех лет было отклонено Россией. Не удалось договориться и о содействии Союза модернизации российской текстильной промышленности, находящейся в тяжелом кризисе. В 1996 г. завершился срок действия и другого соглашения, регулирующего торговлю стальными изделиями. Пока что оно продлено еще на полгода. Здесь также предстоят трудные переговоры, поскольку ранее установленные для России количественные квоты на отдельные виды изделий из стали не соответствуют фактической структуре российского экспорта этой группы промышленных товаров (в одних случаях квота не выбирается, в других – слишком мала). Есть и другие спорные вопросы, общий смысл которых сводится к тому, что Россия все еще сталкивается с протекционистскими мерами, ограничивающими экспорт ее промышленных товаров на рынки ЕС.

 

 

 

Предметом дискуссий были также меры, предпринимаемые или планируемые российским правительством в целях защиты отечественных производителей в отраслях, находящихся в состоянии кризиса и структурной перестройки. Состоялись переговоры по поводу намерения российского правительства ввести в 1997 г. квоты на импорт водки и спирта, текстильных товаров и сахара. В декабре Комиссия ЕС выразила серьезную озабоченность в связи с принятием Государственной Думой закона, предусматривающего введение налога на пересечение границы лицами и грузами. По мнению ЕС, этот налог противоречит Временному соглашению о торговле, предусматривающему, среди всего прочего, сокращение пограничных и иных препятствий, мешающих развитию экономических связей, и наносит реальный ущерб торговым связям, деятельности европейских инвесторов и туризму. Обсуждению спорных вопросов и общего состояния торговых отношений между Россией и ЕС будет посвящено заседание совместной рабочей группы по торговле, которое намечено провести в Москве 27 февраля.

 

 

 

Характеризуя перспективы экономического сотрудничества, О.Давыдов подчеркнул в своем интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС (начало ноября), что Россия готова создать зону свободной торговли с ЕС, на что потребуется 7-10 лет, и добивается ее признания как страны с рыночной экономикой и как равноправного партнера, действующего в соответствии с общепринятыми международными нормами экономических отношений, а первоочередной задачей считает устранение тарифных и иных барьеров на пути российских товаров.

 

 

 

4.2.            Отношения с другими странами СНГ. В октябре ЕС впервые опубликовал статистические данные о торговле со всеми странами СНГ. Из них видно, что по сравнению с Россией торговые связи с остальными членами Содружества развиты значительно меньше. В 1995 г. объем импорта ЕС из них составил 3,24 млрд.ЭКЮ (0,7% всего его импорта), а экспорта в эти страны – 4,34 млрд.ЭКЮ (соответственно 0,9% его экспорта). В расчете на душу населения объем российской торговли с Союзом был больше белорусской в 1,7 раза, украинской - в 3,3 раза, а остальных государств Содружества - в 6,3 раза. Тем не менее ЕС стремится развивать с ними как экономическое, так и политическое сотрудничество. На 1 января 1997 г. Брюссель заключил соглашения о партнерстве и сотрудничестве с девятью государствами-членами СНГ (не считая России). Отсутствие соглашения с Таджикистаном объясняется продолжающейся здесь гражданской войной. Что касается Туркменистана, то, как подчеркивает КЕС, перспективы пере говоров с этим государством по поводу соглашения зависят от того, как будут осуществляться в нем политические и экономические реформы.

 

 

 

К числу приоритетных интересов ЕС относится многостороннее сотрудничество со странами СНГ в энергетическом секторе. В конце ноября в Брюсселе состоялось второе заседание рабочей группы «Иногейт» (межгосударственная транспортировка нефти и газа), созданной в ноябре 1995 г. в рамках программы ТАСИС. Ее членами являются 11 стран СНГ. Россия имеет в ней статус наблюдателя, как и Турция. К участию в деятельности группы привлечены также страны ЦВЕ, ряд специализированных международных организаций в области энергетики и международных финансовых институтов (Всемирный банк, ЕБРР и т.д.) Назначение группы – изучение возможностей развития сети нефте- и газопроводов, связывающих Центральную Азию и Кавказ с Европой, и разработка конкретных инвестиционных проектов.

 

 

 

В плане двусторонних отношений Брюссель особо выделяет Украину. 6 декабря Совет ЕС утвердил разработанный Комиссией План действий в целях реализации заключенного с ней Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (для России такой план был утвержден 13 мая). В нем обозначены шесть приоритетных направлений: поддержка экономических реформ, в том числе с помощью программ ТАСИС, на финансирование которых выделены 538 млн.ЭКЮ на 1996-1999 гг.; содействие преобразованию украинского общества, главным образом развитию демократических институтов, модернизации системы образования и т.д.; включение Украины в архитектуру европейской безопасности; содействие региональному сотрудничеству между Украиной и ее соседями; укрепление договорных связей между ЕС и Украиной; реформа энергетического сектора.

 

 

 

Украина, как и Россия, имеет ряд претензий к ЕС, вызванных применяемыми против нее антидемпинговыми процедурами и количественными ограничениями на экспорт ряда ее товаров. В конце октября в Киеве начались переговоры относительно нового соглашения о торговле изделиями из стали вместо прежнего, срок действия которого завершался 31 декабря 1996 г. Пока что действующее соглашение продлено на полгода, до 30 июня 1997 г., как и с Россией.

 

 

 

Климат отношений между ЕС и Беларусью продолжал ухудшаться. 21 октября и 26 ноября ЕС дважды выступил с официальными заявлениями, в которых выразил озабоченность политической ситуацией в стране и призвал к соблюдению прерогатив Парламента и Конституционного суда, равно как и свободы деятельности средств массовой информации. В конце сентября член Комиссии Ее Х.ван ден Брук, а в ноябре глава прибывшей в Минск делегации Европарламента Элизабет Шредер заявили о том, что ратификация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Временного соглашения о торговле с Беларусью могут быть отложены.

 

 

 

Продолжал ось оформление договорных отношений между ЕС и странами СНГ. 4 октября было подписано Временное соглашение о торговле с Грузией, а 14 ноября такое же соглашение с Узбекистаном. В декабре Европейская комиссия одобрила программы ТАСИС на 1996-1999 гг. для Азербайджана, Армении и Грузии с бюджетом в 32 млн.ЭКЮ для каждого из этих государств.

 

 

 

4.3.            Отношения с СШA и Лaтuнской Aмepuкoй. Отношения с Соединенными Штатами характеризовались активизацией сотрудничества (главным образом в рамках Трансатлантического диалога – TAD), при сохранении существующих между сторонами разногласий по ряду вопросов.

 

 

 

30 октября ЕС и США начали предварительные переговоры, имеющие целью заключение соглашения об «общем авиационном пространстве», которое заменило бы серию двусторонних соглашений между США и государствами-членами ЕС об «открытом небе». Первоочередная задача состоит в том, чтобы согласовать саму концепцию соглашения. Мандат делегации КЕС предусматривает обсуждение в первую очередь вопросов, касающихся нормативной базы вырабатываемого режима воздушного пространства. Так, предлагается регламентировать – на основах паритета – вопросы государственной поддержки авиаперевозчиков, правила конкуренции, собственности и акционирования авиакомпаний, стандарты безопасности и социальной защищенности персонала и т.д. Американская сторона считает подобный подход нереалистичным и предлагает сосредоточиться на решении технических вопросов реорганизации авиаперевозок (согласование маршрутов, правила каботажных перевозок, режим аэропортов и т.д.).

 

 

 

В ноябре состоялась очередная сессия Трансатлантического диалога в сфере бизнеса (TABD), на которой рассматривались проблемы либерализации торговых отношений, сотрудничество в области информационных технологий и ряд других вопросов.

 

 

 

7 ноября США и Ее начали переговоры о таможенном сотрудничестве, которые должны завершиться подписанием нового соглашения. Оно призвано упростить таможенные формальности и создать механизм обмена информацией между таможенными службами, главным образом в целях усиления борьбы с торговым мошенничеством.

 

 

 

16 декабря в Вашингтоне открылся саммит ЕС-США (проводятся два раза в год). Стороны обсудили уже имеющийся опыт внешнеполитического сотрудничества в рамках Новой трансатлантической повестки дня, принятой в декабре 1995 г. (сотрудничество в Боснии, ЦВЕ, Центральной Африке, на Ближнем Востоке, по вопросам нераспространения ядерного оружия и т.д.), а также опыт координации гуманитарной помощи, совместной борьбы с распространением наркотиков и преступностью, регулирования торговых отношениях. Кроме того, были определены приоритеты для совместных действий на будущее полугодие. На встрече достигнуто согласие по вопросу о снижении торговых тарифов и о заключении в начале 1997 г. соглашения о стандартах безопасности при тестировании медицинского и телекоммуникационного оборудования. Кроме того, стороны достигли договоренности о сотрудничестве в борьбе против «отмывания» денег. Стороны обменялись мнениями по наиболее острым вопросам их взаимоотношений – ситуации вокруг Кубы и закона Хелмса-Бартона, а также проблеме вступления Китая в ВТО. Как известно, США являются сторонником скорейшего принятия Китая в угу глобальную организацию, что не вполне согласуется с более сдержанной позицией ЕС.

 

 

 

Конфликт между США и ЕС по поводу экстерриториальных норм антикубинского закона Хелмса-Бартона вошел в новую стадию. В начале октября КЕС передала дело о законе Хелмса-Бартона на рассмотрение ВТО. В ноябре КЕС, ввиду отказа США участвовать в рассмотрении дела в рамках ВТО, возобновила свое требование, инициировав подключение механизма ВТО независимо от позиции США. В свою очередь, Вашингтон осудил действия ЕС и указал на возможный ущерб, который они причинят находящемуся в стадии формирования механизму ВТО и репутации этой организации в США.

 

 

 

ЕС и США форсировали переговоры относительно соглашения об информационных технологиях, и 12 декабря Совет одобрил их результаты. Соглашение предусматривает упразднение таможенных тарифов на продукцию, связанную с информационными технологиями (исключая телеаппаратуру и CD-ROM), к 2000 г. Условием для заключения полномасштабного соглашения ЕС ставит подписание последнего до 15 марта 1997 г. странами, представляющими 90% мирового рынка информационных технологий.

 

 

 

Отношения ЕС и Каналы развивались в соответствии с ранее согласованной повесткой. 25 октября в Брюсселе состоялась евро-канадская встреча по проблемам охраны окружающей среды. Стороны договорились: обмениваться информацией о ходе работы над созданием экологической маркировки (eco-label); наладить более тесное сотрудничество в сфере контроля за сохранением видового разнообразия живой природы, а также за изменением климата; продолжить обмен мнениями по проблеме органических чистящих средств и по разработке глобального плана защиты морской среды.

 

 

 

Последний квартал года охарактеризовался активизацией отношений ЕС со стpанами Латинской Америки. 14 октября начались переговоры о заключении торгово-экономического соглашения с Мексикой. Основной темой на начальном этапе дискуссии стал вопрос о либерализации торговли. Мексика предложила обсудить соглашение о свободной торговле в рамках общих переговоров, тогда как ЕС предлагает начать торговые переговоры после подписания общего соглашения. В ноябре-декабре страны обменялись встречными компромиссными вариантами переговорного процесса и будущих документов, которые им надлежит подписать. Однако окончательная формула переговоров еще не найдена.

 

 

 

13 декабря ЕС и Мексика подписали соглашение о контроле за химическими составляющими наркотических веществ. Концепция документа аналогична концепции соответствующего соглашения ЕС со странами-членами Андского сообщества, подписанного год назад.

 

 

 

Продолжая активную критику антикубинского закона Хелмса-Бартона, ЕС уделяет повышенное внимание уточнению концепции своих отношений с Кубой. 2 декабря Совет одобрил Общую позицию ЕС по отношению к Кубе (вступила в силу немедленно). В принятом документе подчеркивается необходимость ведения «критического диалога», углубление которого должно быть связано с прогрессом демократии на Кубе. Со своей стороны, ЕС будет развивать сотрудничество с Кубой и поощрять реформирование ее политической системы и соответствующих отраслей национального законодательства. К Кубе будут применять те же стандарты в области прав человека, что и к другим странам (включая требование ратификации и соблюдения международных соглашений в этой области). Следуя традиции, ЕС ничем не обусловил. предоставление гуманитарной помощи Кубе. Прогpамма помощи на 1997 г. предусматривает выделение 8 млн.ЭКЮ. Кроме того, 28 октября КЕС одобрила выделение еще 600 тыс.ЭКЮ на ликвидацию последствий урагана «Лили».

 

 

 

В отношениях ЕС с Аргентиной и Бразилией в рассматриваемый период преобладал диалог по конкретным торговым вопросам. 2-4 октября делегация ЕС провела в Буэнос-Айресе переговоры по поводу ограничений, введенных в 1996 г. Аргентиной на импорт европейского текстиля. Экспорт ЕС в Аргентину вырос за период 1990-1995 гг. более чем в 5 раз. В ноябре проблема открытия текстильного рынка Аргентины обсуждалась в рамках консультаций НТО, инициированных США. Н то же время КЕС начала пересмотр антидемпинговых мер в отношении бразильского ферро-силикона, введенных в 1993 г.

 

 

 

ЕС также провел раунды диалога с субрегиональными объединениями на континенте. 13 ноября в Брюсселе открылась IV встреча Совместного комитета ЕС-Андское сообшество. Стороны выразили удовлетворение динамичным характером торговли (объем торговли в 1994 г составил 10,9 млрд.ЭКЮ). Среди перспективных проектов сотрудничества – помощь странам региона в осуществлении институциональных реформ, поддержка усилий по консолидации андского таможенного союза и т.п. Андское сообщество предложило также развивать сотрудничество в сферах энергетики, информационной среды, конкуренции.

 

 

 

14 ноября в Брюсселе открылась встреча ЕС – «группа Рио». Стороны обсудили нынешнее состояние торгово-экономических отношений, проблему доступа на рынки и перспективы применения соглашений Уругвайского раунда. В 1994 г. европейские прямые инвестиции в регион составили 4,6 млрд.долл.

 

 

 

4.4.            Oтнoшения со странами Азии и Африки. Диалог ЕС с Японией концентрируется вокруг традиционной темы либерализации японского рынка. Эта проблема находилась в центре обсуждения в ходе визита Председателя КЕС Ж.Сантера в Токио 4 октября и его встреч с императором Акихито и премьер-министром Р.Хасимото. 14 октября КЕС направила в ВТО жалобу по поводу дискриминационных по отношению к иностранным судам процедур в японских портах.

 

 

 

Приближение срока истечения IV Ломейской конвенции – 2000 г. объясняет интерес, который ЕС проявляет к отношениям со странами АКТ.

 

 

 

Состоявшаяся в начале ноября в Люксембурге Совместная ассамблея стран ЕС-АКТ обсуждала их будущие отношения. По мнению участников ассамблеи, основной упор следует сделать на региональное сотрудничество, а не на связи между центральными правительствами стран-участниц. Ассамблея приняла ряд резолюций по экономическим вопросам ( о свободной торговле с Южной Африкой, охране окружающей среды и др.).

 

 

 

В середине ноября в Виндхуке (Намибия) проходила работа второй конференции министров иностранных дел ЕС и Южно-африканского сообщества развития (SADC). Целью было определение приоритетов сотрудничества на следующие два года. Во время конференции состоял ось подписание Региональной программы сотрудничества между ЕС и африканскими государствами в рамках IV Ломейской конвенции. Программа предусматривает развитие инфраструктуры и сферы услуг (включая железнодорожный транспорт), торговли, инвестиций, в том числе участие ЕИБ в финансировании проектов. Обсуждалось также будущее торговое соглашение между ЕС и ЮАР. Представители ЕС заверили своих партнеров, что заключение этого соглашения ни в коем случае не повредит интересам других африканских стран.

 

 

 

20 ноября КЕС утвердила Зеленую книгу об отношениях ЕС и стран АКТ на пороге ХХI века. Таким образом Комиссия решила открыть широкие политические дебаты, одной из целей которых будет подготовка к переговорам о новом документе, который придет на смену IV Ломейской конвенции. Дебаты продлятся до осени 1998 г. В числе сюжетов, предложенных на рассмотрение – географические рамки будущего соглашения, условия развития частного сектора в странах АКТ, торговые отношения.

 

 

 

ЕС не мог обойти вниманием положение в Заире, а в более широком масштабе – в районе Великих озер. 7 ноября в Брюсселе состоялась специальная встреча национальных министров стран ЕС по делам развития. В принятой Декларации поддержан призыв глав африканских государств, обращенный к Совету Безопасности, создать «гуманитарные коридоры» под защитой международного контингента войск под командованием ООН. В Декларации также подтверждено стремление ЕС оказать гуманитарную помощь населению Восточного Заира, способствовать организации переговоров между участниками конфликта, добиваться немедленного прекращения вооруженных действий и сохранения территориальной целостности Заира. 9-10 ноября Заир и Руанду посетила делегация в составе трех министров по делам развития, представлявшая ЕС. При участии представителя ООН решались вопросы защиты гуманитарных коридоров международными вооруженными соединениями.

 

 

 

Не остался в стороне от обсуждения заирского кризиса и Совет Западноевропейского союза. В октябре-ноябре он рассматривал возможности оказания помощи, в том числе участия в международном контингенте по охране «гуманитарных коридоров». Инициатива Совета ЗЕС была одобрена в ходе Дублинского саммита, так же как и программа совместных действий институтов ЕС в целях оказания помощи населению района Великих озер. Евросовет подтвердил готовность способствовать скорейшему созыву мирной конференции для разрешения конфликта в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------

 

 

 

Авторы обзора  д.э.н.Борко ЮА. (руководитель), к.э.н.Бороздин И.И., к.э.н.Бусыгина И.М., к.э.н.Бугорина О.В., Быховский С.В., к.и.н.Данилов Д.А., к.и.н.Каргалова М.В., д.и.н.Ковальский Н.А., Мирошниченко Н.Б., Пескова Л.В., к.и.н.Потемкина О.Ю., к.и.н.Стрежнева М.В., Тэвдой-Бурмули А.И., д.э.н.Шемятенков В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв .за информационное обеспечeние Тяжелова В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Тexническuй peдaктop Шарапова-Антонова К.Ю.

 

 

 

 

 

 



16/11/2017

Call for Applications

Greetings from Harvard University’s Minda de Gunzburg Center for European Studies (CES). I am writing to share with you our Call for Applications...

06/10/2017

стипендии для пребывания во Франции

Фонд "Дом наук о человеке" (FMSH) и Центр франко-российских исследований предлагают...

29/09/2017

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных во Францию

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных...

04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100